Жан Ферра


      Жан Тененбаум, будущий Жан Ферра, родился 26 декабря 1930 в Вокрессоне, в окрестностях Парижа. Он был самым младшим в скромной семье, вырастившей четырех детей. Отец его был ювелиром, мать - цветочницей. В 1935 его родители переселяются в Версаль, где несколькими годами позже Жан пошел в коллеж Жюля Ферри. Когда разразилась Вторая мировая война, его отец был выслан в Германию и погиб. В 15 лет Жан оставляет лицей и идет работать, чтобы помогать своей семье. Он начал параллельно изучать химию, но уже тогда его увлечение музыкой и театром вырисовывается очень четко.
    В начале 50-х годов он поступает в театральную труппу и начинает посещать кабаре. Он сочиняет несколько песен и становится гитаристом в джазовом оркестре. Начиная с 1952 он проходит прослушивания под именем Жана Лароша, но без особого успеха. Однако он решает полностью посвятить себя музыке и оставляет свою учебу и работу.
    В 1956 он кладет на музыку поэму Луи Арагона "Les yeux d'Elsa". Жан Ферра выражает большое восхищение французскому поэту, на стихи которого на протяжении всей своей карьеры споет множество песен. Его издатель в то время вынашивает идею дать спеть эту песню Андре Клаво, очень популярному певцу 50-х годов, что могло бы принести молодому артисту известность с самого начала. Тем не менее увеличения числа ангажементов не наблюдается. Но в 1957 он заключает настоящий контракт в кабаре "Голубка", где выступает в первом отделении перед Ги Беаром вместе с певицей, также дебютанткой, Анн Сильвестр.
    В 1958 он записывает самую первую пластинку на 45 оборотов, почти не получившую признания. В этом же году молодая певица по имени Кристина Севр исполняет некоторые его песни. Она становится его подругой, затем, в 1961, женой.

    События ускоряются, Жан Ферра в 1959 встречает того, кто останется до сегодняшнего дня его издателем и другом, Жерара Меи. Благодаря этой встрече он подписывает контракт с лейблом "Декка". Затем в 1960 выпускает свою вторую сорокапятку с четырьмя песнями, среди которых "Ma môme", песня, принесшая ему первый успех на радио. На том же диске находится также песня-посвящение Федерико Гарсиа Лорке, испанскому поэту, которому он посвятит и другие песни и будет петь песни на его стихи. Эти две песни иллюстрируют два направления, которым следуют произведения Ферра: с одной стороны, репертуар, посвященный любви и братству, с другой стороны, репертуар, вдохновленный борьбой против любой формы давления. Эти две линии, впрочем, часто пересекаются, но политические и гуманистические убеждения певца остаются основным символом его работы. Близкий к коммунистам, он навсегда сохранит мнения, очень критичные по отношению к Советскому Союзу. Этот аспект своей карьеры стоит ему многочисленных неприятностей с цензурой и властями, но, будучи сильной, искренней и целостной персоной, Жан Ферра никогда не прекратит высказываться на те темы, которые возбуждают его негодование.
    В 1961 Жан Ферра приглашен на шесть месяцев в "Альгамбру" на спектакль певицы и танцовщицы Зизи Жанмэр. Он выпускает также свою первую пластинку на 33 оборота, принесшую ему Приз SACEM (Общество авторов, композиторов и издателей музыки). На этот раз его карьера набрала ход, но успех не торопится к нему. В 1962 он уезжает в турне через всю Францию и получает многочисленные призы: Приз Анри Кролла за песню "Federico Garcia Lorca", Приз общества поэтов и Гран-При Национальной Академии дисков. Профессиональное признание теперь не ставится под сомнение. Публика начала всерьез интересоваться им после песни "Deux enfants au soleil", выпущенной на первом альбоме и уже знаменитой в исполнении Изабель Обре.
    Вторая пластинка на 33 оборота вышла в 1962 с небольшим успехом, но в 1963 выходит альбом "Nuit et brouillard", который стал настоящим прорывом. Эта песня, которая говорит о депортации, остается главным названием его репертуара и заметно влияет на умы до сегодняшнего дня. Трансляция песни вскоре "не рекомендована" на радио, но публика не остается безразличной к силе речей Жана Ферра. Этот альбом, полностью сочиненный Ферра, получает Приз Академии Шарля Кро.
    В 1964 выходит еще один его шедевр, "La Montagne". Эта песня с одноименного альбома упоминает Ардеш, область Франции, дорогую сердцу Жана Ферра, который в этом году поселился в деревне Антрегю, которую он не покинет никогда.
    В январе 1965 он выступает в "Альгамбре" в качестве звезды. Также выходит новый альбом под названием "Potemkine", снова вызвавший обсуждения идей вокруг коммунизма и Советского Союза, которому Ферра наносит уколы в своих текстах. Эта песня, запрещенная на французском телевидении, также не дает ему осуществить поездку в СССР чуть позже.
    В этом же году он слегка "изменяет" своей работе, написав музыку к двум фильмам, один из них - фильм Рене Аллио "Старая дама возмущается". Затем в январе 1966 он возвращается на сцену, на этот раз в "Бобино".

    В 1967 Жан Ферра осуществляет поездку на Кубу, ознаменованную артистически, политически и социально. Турне длится два с половиной месяца, Ферра дает десятки концертов. По возвращении, после гастролей в Мексике, он записывает альбом под большим впечатлением от этого опыта. Характерные песни - "À Santiago" и "Guerilleros". Именно во время этой поездки певец отпускает свои знаменитые усы.
    Год следующий - это 1968 и его знаменитый май. Жан Ферра принимает участие в вечерах, организованных для бастующих в "Бобино". Но когда советские танки захватывают Прагу, он вновь берет перо, чтобы протестовать. Отныне широко известный, он предпринимает турне по Европе, Северной Африке и Канаде, где он очень популярен.
    Без ума от поэзии, он иногда обращается к писателям и поэтам, чтобы получить тексты. Одним из главных компаньонов по части сочинительства является его друг, поэт Анри Гудо, с которым Ферра пишет большую часть песен альбома, который появляется в 1969. Из их сотрудничества рождается "La matinée", дуэт Ферра и его супруги. Жан Ферра познал с этотим альбомом новые ссоры с цензурой, главным образом из-за песни "Ma France".

    Кроме нового альбома в 1970 певец дает двенадцать триумфальных концертов во Дворце Спорта и продолжает поездки. На следующий год Жан Ферра встречается с Луи Арагоном и публикует знаменитейший альбом "Ferrat chante Aragon". Вышедший в молчании, этот диск продается за несколько месяцев тиражом около одного миллиона экземпляров, за прошедшее с тех пор время цифра удвоилась. Второй диск, вышедший в этом году, содержит еще одну очень известную поэму Арагона, "Aimer à perdre la raison".
    Устав от поездок, Ферра решает попрощаться со сценой в 1972 году с 6 по 29 октября во Дворце Спорта. Кристина Севр также полностью прекращает петь. Начиная с этого времени Жан Ферра выступает очень редко. Выпуски его дисков становятся реже, и после последней поездки в 1973 году он почти никогда не возвращается на сцену.
    В конце 1975 он возвращается навстречу музыкальным событиям со своим альбомом "La femme est l'avenir de l'homme". Успех огромен, и 500 000 экземпляров продаются за месяц. Кроме заглавной песни, которая наряду с "La montagne" является, может быть, самой знаменитой его песней, должно отметить песню против войны во Вьетнаме ("Un air de liberté" ), а также новую поэму Арагона ("Dans le silence de la ville") и Анри Гудо ("Mon chant est un ruisseau" ).
    На следующий год он перезаписывает десятки песен времен своего дебюта. Затем в 1979 он выпускает другой альбом старых песен, на этот раз выбранных из его репертуара 70-х годов.

    В конце 70-х годов его фирма-издатель "Барклей", владелец прав на большую часть репертуара, куплена "Полиграмом". По этому случаю Жан Ферра и его компаньон и издатель Жерар Меи решают перезаписать большую часть песен, чтобы сохранить пленки. Аранжированные Аленом Гораге, сто тринадцать песен обновлены таким образом между 1979 и 1980. В сентябре 1980 выходят двенадцать томов, объединяющих эту работу. В этом же году Ферра выпускает альбом, для которого сам пишет тексты и музыку, "Le bilan". За несколько недель продажи достигают миллиона экземпляров. Название альбома ("Итог") отражает все более и более полный отход Ферра по отношению к коммунистической партии. Вместе с тем на этом альбоме находятся великолепные песни о любви и нежности, как, скажем, "L'amour est cerise".
    В 1981 он получает Бриллиантовый диск года по совокупности произведений.
    После кончины своей супруги Кристины Севр в ноябре 1981 Жан Ферра скрывается на несколько лет, прежде чем записать новый альбом, который выходит в 1985, "Je ne suis qu'un cri". Все четырнадцать текстов написаны Ги Тома, поэтом и литератором. Также в этом году Жан Ферра возвращается к средствам масс-медиа, что широко освещалось в специально подготовленной передаче Бернара Пиво, самого знаменитого на французском телевидении литературного журналиста.
    В 1990 SACEM вручает ему Золотую медаль. Затем, на следующий год, Ферра выпускает альбом "Dans la jungle ou dans le zoo", снова полностью сочиненный им самим. Через два года после 1989, когда праздновалось двухсотлетие французской революции, Ферра упоминает это событие в "Le bicentenaire". Любовь также встречает нас в "Chante l'amour" и "Mon amour sauvage". Титульная песня альбома снова иллюстрирует политическую приверженность своего творца, упоминая капиталистический мир ("джунгли") и мир коммунистический ("зоопарк"). Так же, как и в 1985, специально снята телевизионная передача по случаю события, которое из себя представляет возвращение Жана Ферра, все более и более редко выступающего, однако в высшей степени популярного и ценимого широкой публикой. Почти двадцать лет спустя после оставления Жаном сцены эта передача позволяет Ферра исполнить около пятнадцати своих песен в окружении оркестра из сорока музыкантов под управлением Алена Гораге.
    После сборника 1961 - 1991, вышедшего в 1991, Жан Ферра посвящает себя работе над первым томом из сборника Ферра - Арагон, котовый выходит в 1992, затем, в 1995, выходит второй том - шестнадцать новых поэм. Диск продается очень хорошо и становится платиновым (300 000 проданных экземпляров). Этот успех сопровождается поездкой в Квебек в 1995.
    В то время как на большой французской сцене он не появляется с 1972, Ферра выступает перед публикой во время маленького фестиваля на юге Франции, в Алезе, 8 августа 1998. Певец исполняет одну-единственную песню в конце концерта, данного в его честь и в ходе которого хор из 700 человек исполнил его самые знаменитые шлягеры.
    Щедрый артист, Жан Ферра за время своей карьеры писал для нескольких других певцов, например, Даниэль Гишар ("Mon vieux"). Но главным образом его пели большие певицы, такие, как Жюльетт Греко или Изабель Обре, наиболее знаменитая исполнительница Ферра.

 



На страницу "Артисты"
На страницу текстов Жана Ферра
На главную страницу