Жильбер Беко


Becaud


      На побережье Средиземного моря, в Тулоне, 24 октября 1927 года родился Франсуа Силли, он же Жильбер Беко. Его отец оставил семью, не оформляя развод, когда Франсуа был еще совсем маленьким. Мадам Силли не может оформить брак со своим новым спутником, Луи Беко, которого Франсуа, его брат Жан и сестра Одетта считают отныне отцом.

    Франсуа интересуется музыкой с первых лет, в частности, пианино, достаточно быстро научившись блестяще играть. В девять лет он поступает в консерваторию Ниццы, где остается до тех пор, пока семья не оставляет Тулон во время войны, в 1942. Мать Франсуа, прозванная Мамико, желала дать все шансы своему сыну, чтобы он занимался искусством в наилучших условиях. В 1943 семья берет направление на Альбервилль в Савуа под воздействием Жана, старшего брата. Жан был тогда членом Сопротивления в Веркоре, и Франсуа присоединяется к нему через некоторое время.

    По окончании войны народ устремляется в Париж. Франсуа было двадцать лет, и он заключает несколько контрактов в барах и кабачках в качестве пианиста. Он начинает сочинять музыку для фильмов под именем Франсуа Беко. SACEM (Общество авторов, композиторов и издателей музыки) впервые регистрирует его имя в 1947. Затем он потихоньку начинает заниматься песней, чему способствовала его встреча с Морисом Видаленом. В 1948 Франсуа (Жильбер) Беко сочиняет для певицы Мари Бизе, которая представляет ему молодого автора, Пьера Деланоэ. Видален и Деланоэ становятся близкими друзьями Беко, и вместе они напишут бесчисленное множество незабываемых шлягеров.

    В 1950 году благодаря опять-таки Мари Бизе Франсуа (Жильбер) Беко встречает Жака Пиллса, очень модного певца в то время. Беко становится его аккомпаниатором, и вместе они совершают несколько триумфальных поездок, в частности, в США. Именно там они знакомятся с Эдит Пиаф, для которой они мечтают писать. Тогда они представляют ей песню "Je t'ai dans la peau", которую певица тут же полюбила. Некоторое время спустя Жак Пиллс становится супругом Пиаф. Сотрудничество с Пиллсом прерывается, но Беко становится режиссером Пиаф.

    В 1952 году Франсуа Силли окончательно берет имя Жильбер Беко. В это же время он приобретает некоторые привычки, с которыми больше не расстанется никогда. Например, его галстук в горошек, без которого он никогда не поднимается на сцену.

    Опять же в 1952 он встречает того, кто вместе с Видаленом и Деланоэ становится одним из его любимых авторов текстов, Луи Амада. Высокопоставленный чиновник, Луи Амад всю жизнь разрывается между своими официальными функциями и сочинительством. Жильбер Беко также в 1952 заводит знакомство с молодым композитором и певцом, таким же дебютантом, Шарлем Азнавуром. Как и для Беко, Пиаф открыла двери Америки перед Азнавуром в конце 40-х годов. Два молодых артиста начинают творить вместе, и много раз за время их триумфальных карьер они встречаются, чтобы писать вместе.

    В том же 1952 Жильбер Беко женится на Моник Николя, которая на следующий год дарит ему сына, Гайя. Отныне для Беко все происходит очень быстро, у него есть все предпосылки для успеха: его талант композитора, талантливые авторы слов и прочный сценический опыт, приобретенный за время долгих поездок с Жаком Пиллсом.

    2 февраля 1953 Беко записывает две свои первые песни, "Mes mains", написанную Деланоэ, и "Les Croix" на слова Амада. Его сын Гайя рождается в тот же самый день. В это время то место, что станет самым знаменитым концертным залом Парижа, "Олимпия", готово открыться после двадцати пяти лет запустения. Владелец, Бруно Кокатрикс, собирается украсить именем Беко самую первую афишу в феврале 1954. Беко в то время был не более чем "американской звездой" (артист, открывающий второе отделение концерта). Но когда 17 февраля 1955 он поднимается на сцену "Олимпии" в качестве звезды, его ждал успех. В этот раз был знаменитый сеанс, во время которого четыре тысячи молодых людей, унесенных невероятной энергией Жильбера Беко, разломали часть зала - достаточно неожиданное событие в ту эпоху. Печать широко разнесла эти факты, и Беко получил прозвища "Господин Динамит", "Атомный гриб" и самое знаменитое - "Господин 100 000 вольт".

    Этот "инцидент" отметил действительно настоящее начало карьеры Беко и главным образом его приверженность к "Олимпии", эмблемой и символом которой он остается. Количество его выступлений в этом зале является рекордом (тридцать раз с 1954 до 1997). Его пыл, его молодость, его теплый голос и его средиземноморский темперамент являются его козырями, позволяющими установить связь с публикой, которая не прекращается никогда.

    С 1955 Беко посвящает большую часть своего времени поездкам, которые приводят его от Европы до Северной Америки через страны Магриба. Каждый год он дает до двухсот пятидесяти концертов на сценах всего мира. Кроме того, он не перестает сочинять при участии трех своих любимых авторов, он сочиняет и записывается беспрерывно. Можно привести пример, в 1956 - "La corrida", в 1957 - "Les marchés de Provence", в 1958 - "C'est merveilleux l'amour".

    Параллельно с песней Жильбер Беко в 1956 году дебютирует в кино, фильм "Край, откуда я пришел" Марселя Карне. Он пишет также музыку. Однако седьмое искусство всегда остается на втором плане в карьере певца.

    В 1957 рождается его второй сын, Филипп. В конце 1958 уходят из жизни его отец и через две недели отчим.

    После ураганного старта карьеры, которая только начиналась, Жильбер Беко триумфально врывается в 60-е годы. Всемирная звезда, его энергия приводит в восторг зрителей всех любых национальностей. В 1960 он получает Гран-При Дисков. Интересный композитор, он создает в этом году рождественскую кантату "L'Enfant à l'étoile", которая передавалась телевидением во время вечера 24 декабря 1960 из церкви Сен-Жермен-л'Оксерруа в Париже.

    1961 - это год "Et maintenant", знаменитейшей песни Жильбера Беко, текст для которой написал Пьер Деланоэ. Эта песня будет перепета более ста пятидесяти раз, а английская версия - "What now my love" - обойдет весь мир.

    После своей кантаты Жильбер Беко устраивает в 1962 новую пробу сил: оперу. Уже частично написанное в продолжение нескольких лет, представление было длинным и сложным в постановке. 25 октября 1962 Жильбер Беко наконец может представить свое произведение, "L'Opéra d'Aran", перед всем Парижем, пришедшим на премьеру в Театр Елисейских полей. Дирижировал Жорж Претр. Эта лирическая опера была сыграна сотню раз. Критики были благосклонны, и даже сегодня спектакль регулярно ставится за пределами Франции.

    Однако публика предпочитает видеть Беко именно в роли певца и человека сцены. После изнурительного эксперимента с оперой певец возобновляет в 1963 свои поездки (в Японию) и свои записи. Ведущая песня этого года - "Un Dimanche à Orly", намек на бесчисленные проходы по этому парижскому аэропорту.

    В начале 60-х годов новая волна певцов, которых назвали "йе-йе" и которые обозначили приход рок-н-ролла во французский музыкальный пейзаж, составила безжалостную конкуренцию предыдущему поколению, частью которого является Беко. Как и Азнавур, Беко начал писать для этих молодых певцов, таких, как Ришар Антони или Эрве Виляр. Молодой Эдди Митчелл начинает с исполнения "Et maintenant". Беко сочиняет в 1960 "Âge tendre et tête de bois", которая порождает знаменитую телевизионную передачу для молодежи.

    Крупнейшее событие, отметившее Францию в октябре 1963 - смерть Эдит Пиаф и писателя Жана Кокто в один и тот же день. (На самом деле Пиаф умерла днем раньше, см. ее биографию. - Прим. перев.) Для Беко, как и для всех французов, смерть Пиаф является шоком, но смерть Кокто стала еще и потерей друга, который подбодрял его во время дебюта и первых концертов на сцене "Олимпии".

    1964 - это год "Nathalie", ведущей песни его репертуара, которая достигает в течение нескольких месяцев исключительных цифр продажи. Жильбер Беко исполняет ее в "Олимпии" во время своего десятого концерта на сцене на бульваре Капуцинов. Затем "L'Opéra d'Aran" отправляется в поездку через всю Францию и Европу. На следующий год Беко снова отправляется в поездку по Франции, затем 24 апреля улетает в СССР. 1965 год запомнился песнями "Quand il est mort le poète" и "Tu le regretteras". Эта последняя - посвящение генералу де Голлю, которая отчасти повлияла на ход президентских выборов. Впрочем, Жильбер Беко решает никогда не петь эту песню со сцены.

    После шести недель поездки в Германии в начале 1966 Жильбер Беко дает концерт в прямом эфире американского телевидения 22 апреля, прежде чем улететь в Южную Америку. 8 октября он ставит свою оперу в Бельгии, перед тем как осуществить новую, более современную запись и в которой ему впервые предоставляется роль.

    В 1966 рождается его третий ребенок, Анна.

    После невероятного успеха "What now my love" ("Et maintenant") появляется английская версия "Je t'appartiens" (1955) под названием "Let it be me", которая получит всемирный успех в 1967. Боб Дилан, Нина Симон, Сонни и Шер, Джеймс Браун - вот впечатляющий список исполнителей этой новой версии. Кроме того, он создает в том же 1967 одну из других своих самых знаменитых песен - "L'important c'est la rose", которую он поет перед публикой во время своей двенадцатой "Олимпии" начиная с 17 ноября.

    60-е годы прошли среди поездок, телепередач и записей. Жильбер Беко является ведущим артистом французской эстрады. Некоторые его песни стали классикой, их популярность огромна.

    Годы 70-е начинаются с очень красивой песни - "La solitude ça n'existe pas", написанной с Деланоэ. Но Беко получил и провал с "La vente aux enchères", текст которой написан Морисом Видаленом. Певец записывает немного новых песен, но его спектакли проходят так же часто, и его сценическое могущество не потеряло своей силы. Публика обожает его, и во время "Олимпии" в феврале 1972 его вызывают девятнадцать раз! В конце 1972 Жильбер Беко публикует сборник из шести тройных альбомов! В этом году он снова появляется перед камерами в фильме Роберто Мюллера, спродюсированного Клодом Лелушем, "Свободный человек".

    В 1973 он играет в фильме Клода Лелуша "Целая жизнь". Но после этих двух фильмов он погружается в песни и готовит свой шестнадцатый концерт в "Олимпии" в октябре. Безудержный ритм жизни певца после двадцати лет дает о себе знать. Жильбер Беко устал. Кроме того, он много курит, и табак все больше и больше влияет на его голос.

    Как и в 1960, его рождественская кантата передана телевидением по всему миру 24 декабря 1973. Тремя неделями позже, 14 января 1974, Жильбер Беко объявлен Кавалером Почетного Легиона. Церемония проходит - исключительный факт - на сцене "Олимпии", и награда ему вручена самим Луи Амадом, сочинителем и префектом.

    1974 и 1975 проходят в международных поездках. В 1976 он начал сотрудничать с еще одним молодым автором, Пьером Гросом ("Mais où sont-ils les jours heureux?").

    В 1976 Жильбер Беко женится на молодой американке, Китти Сент-Джон, которая в 1972 году родила ему дочь, Эмили. Теперь у него пятеро детей: Гайя, Филипп, Анна, Эмили и Дженнифер, родившаяся в конце 60-х, дочь Дженет Вуллакут. В это же время он приобретает огромную ферму в Пуату, которая стала прибежищем для всей объединенной семьи.

    Еще один раз Жильбер Беко занимает место на сцене во время праздничного ужина на рождество 24 декабря 1976, он поет "La première cathédrale" прямо на паперти собора Нотр-Дам, песню, написанную с еще одним молодым автором, Франком Томасом.

    Главная песня 1977 года - "L'indifférence", написанная совместно с Морисом Видаленом. Песня получает "Оскар" за лучшую французскую песню. Затем, в преддверии 80-х годов, Жильбер Беко приостанавливает работу и редко выходит на сцену.

    1979 год проходит в молчании, 1980 решительно начинается с нового альбома в самом начале года. Затем поездки возобновляются в прежнем темпе до новой "Олимпия" осенью в течение пяти недель. От Японии до Канады Жильбера Беко принимают с распростертыми объятиями. Он получает золотую медаль SACEM в 1982 по совокупности за свою карьеру и создает в этом году "Désirée", ставшую его шлягером 80-х годов.

    С 30 сентября 83 Беко начинает новую "Олимпию" и пользуется этим, чтобы отметить тридцать лет своей карьеры. Песня "Mustapha Dupont" главенствует над продукцией 1984 года из-за своей очень чувствительной для Франции темы - иммиграции.

    В 1986 происходит новое важное для Жильбера Беко событие: мировая премьера его новой музыкальной комедии "Madame Roza". Спектакль создавался по мотивам романа Эмиля Ажара (Ромена Гари) с 1983, но многочисленные затруднения заставили Беко ожидать три года, прежде чем увидеть наконец свое новое творение на сцене. Именно в США был поставлен спектакль. Сначала в Балтиморе, затем в Лос-Анджелесе, прежде чем прибыть наконец на Бродвей - 1 октября 1987. Его ждал успех, но пьеса была сыграна в Париже лишь через несколько лет.

    В 1988 для свой двадцать второй "Олимпии" Жильбер Беко осуществляет две серии концертов, красный спектакль и синий спектакль, которые он дает по очереди. Каждому вечеру соответствует различный репертуар с приблизительно тридцатью песнями. В этом году Жильбер Беко оставляет фирму звукозаписи EMI, чтобы присоединиться к BMG, которая выкупила почти весь его репертуар. Именно на BMG под лейблом Ariola публикуется новый альбом 1989 года, "Fais-moi signe". Кроме Пьера Деланоэ и Луи Амада Беко также сотрудничает с Клодом Лемелем ("Quand la musique s'arrête") и Дидье Барбеливьеном ("Après toi c'est la mer").

    В 1991 мать Жильбера Беко, Мамико, умирает в возрасте 100 лет. В этом году певец дает двести сорок девять концертов по всему миру, в том числе "Олимпия" с 1 по 20 октября, но заявляет, что оставляет сцену. После смерти матери, затем смерти Ива Монтана в ноябре Жильбер Беко повержен в уныние.

    Тем не менее с 1992 он возвращается в студию и записывает третью версию своей оперы, поставленную его сыном Гайя. Кроме того, он пишет с Пьером Деланоэ новый альбом из шестнадцати песен, подводящий итог жизни певца. Записанный в США под руководством продюсера Мика Ланаро, "Une vie comme un roman" выходит 2 февраля 1993, через несколько месяцев после кончины его любимого автора и близкого друга Луи Амада. С 2 по 24 октября Жильбер Беко встречает свою публику на сцене Дворца Конгрессов.

    С 1992 по 1996 Жильбер Беко находит время, чтобы привести себя в форму. Табак остается проблемой, время проходит между Корсикой, Пуату и баржей, на которой чета поселилась в 1992 в Париже, где певец отдыхает. Это не мешает ему работать со своими авторами - Деланоэ, Клодом Лемелем, Пьером Гросом, Франком Томасом и Жаном-Мишелем Бериа. Кроме того, вновь пошли разговоры о музыкальной комедии "Madame Roza", которая наконец могла бы быть поставлена во Франции. Певице Анни Корди предложена роль звезды. В 1996 драматург Дидье ван Каувелерт начал трудиться над обработкой, которая должна была быть поставлена Жеромом Савари.

    15 ноября 1996 выходит альбом "Ensemble", написанный во время этих шумных лет, кроме всего прочего, с песней Луи Амада.

    1997 - год его семидесятилетия. Эта годовщина отмечается во время его тридцатого концерта в "Олимпии" с 13 по 23 ноября, концерта тем более исключительного, что Жильбер Беко вновь открывает зал после реконструкции. После этой серии концертов певец снова отправляется в поездку по Франции и далее по всему миру, в том числе в Японию в январе 1998.

    В октябре 1998 лирический сезон Большого Театра в Туре открывается "L'Opéra d'Aran", возвращение на французскую сцену. Это зрелище, действие которого происходит в Ирландии, объединяет 11 главных ролей, 40 хористов и около полусотни музыкантов. Прежде чем вернуться во Францию, оно было поставлено во многих странах Европы.

    Никоим образом не желая уходить в отставку, Беко выпускает новый альбом, озаглавленный "Faut faire avec", в 1999. Он создан Аленом Манукяном, бывшим наставником Лиан Фоли, и Жаном Мареска, работавшим с Жаном-Жаком Гольдманом. Диск полностью акустический и записан почти без подготовки. Что касается текстов, Пьер Деланоэ написал шесть из них, среди которых впечатляющий "Dieu est mort", Дидье Барбеливьен - два. В сопровождении своей дочери Эмили Беко исполняет написанную Люком Пламондоном песню "La fille au tableau". Этим альбомом певец пытается создать диск, который не обращен к прошлому, диск сегодняшнего дня.

    В ноябре 1999 Жильбер Беко в тридцать третий раз поднимает занавес "Олимпии", своей любимой сцены. Страдающий от рака, он обладает достаточной энергией, чтобы давать сильные и успешные концерты. Публика поддерживает его.

    Уже 50 лет Жильбер Беко воспламеняет зрителей целого мира и объединяет публику всех возрастов. Блестящий композитор, благородный артист и несравненный исполнитель, он является достоянием французской песни.

    18 декабря 2001 года, в возрасте семидесяти четырех лет, Жильбер Беко скончался.

 

Becaud


На страницу "Артисты"
На страницу текстов Жильбера Беко
На главную страницу