Клод Дюбуа


      Время от времени этот великий путешественник и плодовитый автор и композитор возвращается, чтобы напомнить нам, что уже около четырех десятилетий он заставляет считаться с собой на каждом повороте нашей истории шансона. Очень увлеченный миром песни и творчества, Клод Дюбуа всегда отчасти остается в стороне, не позволяя никаким порывам разрушить себя, будь то естественное движение событий или его собственная инициатива. Говоря о себе иногда как о "нежном хулигане", он является просто свободным человеком.

    Родившись в 1947 году в скромной семье на востоке Монреаля, Клод исследует улицу Сангине со всех сторон, но мечтает о стихах и музыке. С 1959, в возрасте двенадцати лет, он получает возможность петь в кантри-группе, называемой "Горцы". Его голос, еще не переломавшийся, запечатлен на альбоме группы. Вслед за этой авантюрой он начал вскоре писать собственные песни.

    Пятью годами позже концертный зал "Патриот" принимает молодого человека, ставшего открытием года. Но лишь в 1966 он добивается первого успеха диском с "Ma petite vie" и "J'ai souvenir encore". В этом году он завоевывает со своим первым сольным альбомом специальный приз жюри на Фестивале дисков. Стиль походит на шансонье той эпохи - гитара и вокал, но певцу только лишь 19 лет! Первый вираж судьбы успешно пройден. Его высоко забирающийся голос быстро становится его "товарным знаком", в то время как его пристрастия изменяются в ритме социальных потрясений второй половины шестидесятых годов.

    Вторая долгоиграющая пластинка представляет нам прическу по примеру музыкантов рока или йе-йе, хотя темы рассматриваются более серьезные: "Ceux que je connais", "Le temps est responsable", "Sullivan". Но когда средства информации заинтересовываются им, он уже находится далеко, под другими небесами. Непоседливость молодого человека заставляет его стремиться открыть для себя весь мир.

    По возвращении он впервые познает лауреатские почести за свою песню "Comme un million de gens", которая соединяет в себе некоторое социальное значение и ритм, придающий року привкус кантри. По отношению к этой пластинке "Dimension" - совершенно другой успех, вознесенный волной психоделии. Клод снова отправляется в путь и исследует другой уголок планеты. Между своими эскападами он записывает новые песни, среди которых "Salut p'tit frère", "Bébé matin", "Tu sais", но сам редко оказывается доступным, чтобы обеспечить контроль за продвижением на рынок. В этот раз он берет направление на Европу, откуда возвращается в 1972 с новым альбомом под рукой, названным просто "Dubois" (лейбл "Барклей"). Он все спродюсировал сам и кажется наконец расположенным принять свой успех у публики, завоеванной текстами песен "Évolution", "Pas de roses" и главным образом "Le Labrador", остающейся классикой до сего дня.

    Автор, композитор, исполнитель берет тогда верх над путешественником, и он предлагает через несколько месяцев новый альбом, более коммерческой направленности, "Touchez Dubois", где в том числе можно найти песни "Besoin pour vivre", "La vie à la semaine", лесной блюз "Les bûcherons", самую космическую "Urphée" и песни с сорокапятки "Femmes de rêve"/"Bébé jajou latoune", удвоив свой лауреатский список.

    Он востребован как телеведущий в 1973 для "Децибелов" в SRC. Передача оказывается успешной и быстро проходит путь от экспериментального формата в 15 минут до стандартной длительности. Там наконец стали передавать музыку, до тех пор ограниченную рамками домашнего слушания. Певец-ведущий пользуется случаем, чтобы сделать известными таких артистов, как "Вилль Эмар Блюз Бэнд" и группа "Сокращение".

    На следующий год он представляет новый альбом и новую серию шлягеров: "L'infidèle", "Hibou", "L'espace qu'il lui reste", а также "En voyage", которая стала музыкальной темой его новой телевизионной передачи. Что до профессиональной деятельности, Клод не испытывает в ней недостатка в семидесятые годы: несколько больших спектаклей на Площади Искусств Монреаля, еще одна серия, озаглавленная "Шоу-бизнес" на "Теле-Метрополь" в 1975 и несколько зарубежных поездок (США, Франция, Англия), где он сочетал отдых и сеансы записи. Ему идет имидж рокера с нежным сердцем!

    Его вкус к приключениям проявляется также в музыкальной продукции, он становится одним из первых артистов, записавших франкоязычный альбом на ритмы регги. Песни "Sarabande" и "Artistes" остаются наиболее узнаваемыми с альбома "Mellow Reggae".

    В то время как он создает свою собственную фирму грамзаписи, "Пингвин", в 1978 и дает пользующиеся большим успехом концерты, Люк Пламондон и Мишель Берже поручают ему роль Зеро Жанвье (Нулевого Января) в оригинальной версии рок-оперы "Стармания". Его исполнение арии "Le Blues du businessman", которое, без сомнения, стало его самым большим успехом в течение всей карьеры, принесло ему приз как лучшему исполнителю года на торжественном концерте ADISQ в 1979.

    В начале восьмидесятых годов Клод сталкивается с подводным камнем - проблемами с наркотиками, и должен уйти на некоторое время. Он тогда пишет еще один из своих самых внушительных успехов, "Femme de société" (Sally's Song), в сопровождении компаньона по испытаниям, Лео Кея. В 1982 зрители обнаруживают Дюбуа превращенным, задумавшим диск "Sortie Dubois" (200 000 проданных экземпляров); он выступает на всех больших квебекских сценах с такими песнями, как "Plein de tendresse" и "Femmes ou filles", которые привлекают к нему, может быть, еще более, чем прежде, все категории поклонников и поклонниц. Клод на коне, диски и концерты следуют друг за другом беспрерывно на протяжении восьмидесятых и девяностых годов. Он возвращается к той же роли в "Стармании" в 1989 для серии концертов в Париже.

    Со своей подругой, актрисой Луизой Марло, Клод Дюбуа создает в 1996 диск-посвящение Федерико Феллини под названием "Джельсомина", по имени персонажа фильма "Дорога". Содержимое вскоре приобрело форму спектакля с не кем иным, как Робером Шарлебуа в качестве постановщика.

    В конце 1998 Клод переносит сердечно-сосудистый приступ в то время, как он начинает серию концертов на сцене Казино Монреаля. Несколько недель идет выздоровление, и вот снова он на той же сцене, как будто заклиная судьбу. Он начинает даже ставить на других сценах это зрелище нового жанра, где он заигрывает со стилем "крунера" (амер. певца сентиментальных песен), под названием "Получите Дюбуа!" В 2000 он возвращается в Казино Монреаля с совершенно новым спектаклем, сопровожденным оркестром, включающим струнный квартет под руководством гитариста Тойо. Альбом "Dubois qui chante" вышел следующей весной и представил публике новые песни: "La calotte à l'envers", "Chanson de la rue", "La haine de l'amour" и "Tire la langue". Эта последняя, как это уже бывало несколько раз, вызвала спор, который недолго выдерживал аргументы защитников автора!
 

На страницу "Артисты"
На страницу текстов Клода Дюбуа
На главную страницу