Жак Дютрон родился 28 апреля 1943 года в Париже. Его отец, инженер, был большим любителем музыки, и в очень юном
возрасте Жак обучается игре на пианино, потом переключается на гитару. Подростком, мало склонным к школьным занятиям, он
оставляет лицей Кондорсе в шестнадцать лет, чтобы поступить в школу технического чертежа. Но его настоящей страстью была
музыка, которую он играет со своими друзьями квартала Тринидад в 9 округе Парижа. Среди его друзей отметим Хади Калафате и
некоего Жана-Филиппа Сме, он же Джонни Холлидей. На дворе начало 60-х годов, и рок-н-ролл захватывает страну. Жак Дютрон не
избегает волны рок-групп, которые процветали в столице, и с несколькими друзьями создает "Эль Торо и Циклоны", которые
добились к 1962 некоторой известности, весной этого года даже были выпущены две пластинки на 45 оборотов с четырьмя пенями
каждая. После воинской службы в Германии он становится гитаристом Эдди Митчелла, бывшего солиста "Шоссетт Нуар". Все сильнее вовлекаясь в музыкальную среду, он получает пост художественного директора у "Вог". Он начал тогда писать песни для молодых певиц. Затем Жак Вольфсон, тоже художественный директор в этой фирме грамзаписи, просит его написать несколько песен для Франсуазы Арди, восходящей звезды волны йе-йе. Для той, которая станет его подругой несколькими годами позже, Жак Дютрон сочиняет "Va pas prendre un tambour" и главным образом "C'est le temps de l'amour", переделку инструментальной композиции "Fort Chabrol" своей бывшей группы "Эль Торо и Циклоны". В 1965 Жак Дютрон встречает писателя и журналиста Жака Ланцманна. Из этой дружбы произошло долгое (около десяти лет) и плодотворное сотрудничество автора и композитора. И главное событие - Жак Дютрон решается наконец заняться пением. 1966 - решающий год в карьере молодого певца. С выходом своей первой сорокапятки, "Et moi et moi et moi", Жак Дютрон становится потрясающей звездой завтрашнего дня. Успех немедленно свалился на эту песню, написанную Дютроном и Ланцманном. Иронический и беспечный образ певца и его юмор, дерзкий и иногда провокационный, делают его уникальным артистом, публика это отметила и оценила очень быстро. Далекий от модного в ту эпоху протеста и движения хиппи, Жак Дютрон представляет элегантный образ вне моды - роскошная одежда, костюм с галстуком; образ, не зависящий от текущего момента. Совсем скоро выходит вторая пластинка, "Les Play boys". Новый успех Жака Дютрона, получившего меньше чем через год после дебюта престижный Приз Академии Шарля Кро за свои композиции. В конце года выходит первый альбом, "Les Cactus", который через год дошел до миллионного тиража. Жак Дютрон выступает на концертах, и начиная с 1966 он делает около 200 выступлений в год. Как и в своих песнях, Жак Дютрон показывает на сцене уникальный стиль, где смешиваются провоцирование и насмешки. Певец и его группа (где за клавишами стоит Ален Леговик, будущий Ален Шамфор) ведут безудержный ритм все более многочисленных концертов. Именно в этом году Франсуаза Арди, находящаяся на вершине славы, становится спутницей Жака Дютрона. В 1967 шлягерами становятся "J'aime les filles" , затем "Il est cinq heures Paris s'éveille", песня, признанная недавно лучшей за последние пятьдесят лет. Текст этого произведения, жемчужины репертуара Дютрона, написан Жаком Ланцманном и его супругой Анной Сегалан, которая часто подключается к творчеству этого дуэта. Во время событий мая 1968 Дютрон довольствуется написанием "L'opportuniste", иронического намека на политическую ситуацию. Затем, в 1969, следуют "L'hôtesse de l'air" и "L'aventurier", в которых певец обыгрывает свой образ соблазнителя. В начале 70-х годов ритм работы певца замедляется. Жак Дютрон начинает работу для детей с художником комиксов Фредом. Кроме нескольких песен, он пишет музыку для двух сказок (около двадцати минут каждая), "Le sceptre" и "La voiture du clair de lune". Фред сочиняет тексты. Однако, несмотря на всю поэзию проекта, успеха он не добился. В сентябре 1971 года тот, которого пресса уже прозвала "веселый малый", возвращается на сцену впервые за два года в кабаре на авеню Опера в Париже. На следующий год отметим великолепный "Le petit jardin", песня, посвященная экологии, намного опередившая время, а также сорокапятка, на которой Жак Дютрон перепевает две песни Сержа Гензбура, "Elle est si" и "L'âge d'or". Эти двое, очень сдружившиеся, неоднократно будут работать вместе в течение следующих лет. Год 1973 отмечен изменением направления карьеры Жака Дютрона. Несмотря на несколько шлягеров, среди которых "Gentleman Cambrioleur", песня, породившая шоу на ТВ, Дютрон делает перерыв в работе певца, чтобы начать блестящую карьеру актера. Он дебютирует в фильме "Антуан и Себастьян" своего друга, фотографа Жана-Мари Перье. Критические статьи поют ему хвалу, и отныне Жак Дютрон делит свое время между песней и кино, отдавая, однако, большую часть седьмому искусству. 16 июня 1973 рождается его сын Тома, дав еще один повод замедлить профессиональный ритм. По музыкальной части Жак Дютрон в феврале 1975 выпускает свой альбом "L'Île enchanteresse", содержащий четыре песни, написанные Гензбуром. Альбом объединяет, кроме того, песни годов 1973, 1974 и 1975, тексты написаны Жаком Ланцманном (в последний раз), Жаном-Лу Дабади и Жаном-Пьером Буртейром. В этом же году Жак Дютрон играет одну из своих наиболее заметных ролей в кино в "Важно любить" поляка Анджея Жулавского. Он доказывает глубину своего таланта актера в роли, обнажающей бесспорную чувствительность, которую артист всегда пытался замаскировать за своей дерзостью и юмором. Конец 70-х годов проходит большей частью перед камерами, где певец сделал себе имя так же быстро, как и в песне. Его главные фильмы в это время - "Добрые и злые" Клода Лелуша в 1977, "Дикое состояние" Франсуа Жиро в 1978 и "Спасайся кто может" Жана-Люка Годара в 1980. В 1978 Жак Дютрон поет дуэтом "Brouillard dans la rue Corvisart" с Франсуазой Арди, в 1980 он производит большое возвращение в песню с альбомом "Guerres et pets", на котором шесть песен из девяти написаны вместе с Сержем Гензбуром. Альбом не побил рекорды продаж времен дебютов артиста, однако каждое возвращение Жака Дютрона является отныне музыкальным событием. Песня "L'hymne à l'amour (moi l'noeud)" - антирасистский манифест, представленный под дерзким и бесцеремонным углом, отражающий общие темпераменты двух авторов. Жак Дютрон перепевает также "Le temps de l'amour", которую он сочинил почти двадцать лет назад для своей подруги. 30 марта 1981 Франсуаза Арди и Жак Дютрон сочетаются браком на Корсике, в вотчине Монтичелло, где пара уже давно построила себе дом. Корсика для Дютрона стала второй родиной, там он проводит отныне большую часть своего времени. В 1982 выходит новый альбом, "C'est pas du bronze", на этот раз частично написанный совместно с Анной Сегалан. Затем, в 1984, Жак Дютрон возобновляет успех с выходом сорокапятки "Merde in France", одна песня с которой заставила пролиться море чернил. Диск продается очень хорошо, и юмор певца, острый и слегка грязный, ничуть не потерял своей силы. Наконец, в 1987 с умеренным успехом выходит альбом "CQFDutronc". Сопровождаемый бывшим гитаристом Дэвида Боуи и Жана-Жака Бурнеля из "Стренглерз", Жак Дютрон сочиняет альбом в стиле рок. Он впервые сотрудничает с Этьеном Дао на названии "Mais qui se soucie de nous" и поет дуэтом с Бамбу, последней подругой Сержа Гензбура ("Opium"). Кроме того, он увековечивает Корсику в "Corsica", песня написана и исполнена с группой "И Муврини". В 1989 Жак Дютрон возвращается к Анджею Жулавскому в "Мои ночи красивее ваших дней", но результат не достигает высот первого сотрудничества пятнадцатью годами раньше. Как реванш, когда он решает сняться у режиссера Мориса Пиала в 1991, Жак Дютрон устремляется к одной из главных ролей своей кинематографической карьеры. В мае 1991 начинается съемка "Ван Гога", фильма, рассказывающего о последних месяцах жизни художника в деревне Овер-сюр-Уаз на севере Парижа. Фильм выходит в 1992, и игра Дютрона приносит ему "Сезар" как лучшему актеру года. По части музыки год 1992 отмечен возвращением певца на сцену. Рекламные афиши, написанные Жаном-Мари Перье, предваряют событие по телевидению. Концерты проходят в парижском "Казино" в течение четырех недель, начиная с 3 ноября. Успех огромен, и популярность Жака Дютрона подтверждается каждый вечер. Публика, восторженная и восхищенная, находит Дютрона в наилучшей форме. Его шлягерам 60-х годов аплодируют вовсю, и несколькими месяцами позже этого триумфа, в феврале 1993, спектакль получает "Викторию" за лучшее зрелище года. Запись концерта, которая вышла в этом же году, продается тиражом более 600 000 экземпляров. Не сбавляя хода, он выпускает многочисленные сборники, среди которых комплект его творчества у "Вог" в период между 1966 и 1976, выпущенный в жестяной банке. Начиная с марта 1993 Жак Дютрон ездит по турне, останавливается в апреле на фестиваль Буржа, в июле - фестиваль в Ла Рошели и рок-фестиваль в Лейсине, в Швейцарии. Тем временем он успевает выступить в "Казино" с новой серией концертов. Она включает приезд журналиста, каждый вечер другого, который поднимается на сцену посреди спектакля, чтобы отвечать на вопросы. Упражнение опасно для журналистов, но успех идеи у публики бесспорен. После нескольких фильмов, в том числе у Мишеля Девилля и Патрика Гранперре, Жак Дютрон выпускает альбом 4 октября 1995, "Brèves rencontres". Несмотря на широкую рекламу, певец остается в стороне от средств массовой информации, и, когда он встречает журналистов, это часто происходит в его доме на Корсике. Альбом в стиле рок, сдержанный и элегантный, "Brèves rencontres", дает повод для большего разнообразия записей, чем на предыдущих дисках. Жак Дютрон сотрудничал с молодой писательницей Линдой Ле ("L'âme soeur"), Дэвидом Мак-Нейлом ("La pianiste dans la boîte à Gand"), Жаном Фоком, автором песен Алена Башунга ("Elle m'a rien dit m'a tout dit"), а также Тома Дютроном и Арно Гару ("À part ça"). Он также устраивает дуэт с Этьеном Дао на "Tous les goûts sont dans ma nature". В конце года он едет в Марокко сниматься в "Жертвах" Патрика Гранперре, вышедших годом позже, 11 сентября 1996. Немного новостей от курильщика сигар в конце 90-х годов, кроме участия в фильме Николь Гарсиа "Вандомская площадь" в 1998 и в новом фильме Клода Шаброля "Спасибо за шоколад" в 2000. Возвращение в музыку в начале века идет через неожиданный дуэт с рэпером Стоми Багси "Une tombe àа la place du coeur". В то время как ходят слухи о новом альбоме, в мае 2000 выходит альбом Франсуазы Арди, где мы находим великолепный дуэт, написанный Жаном Ноэном и увековеченный Мирей в 1935, "Puisque vous partez en voyage". Сохраняя бесцеремонный вид, Жак Дютрон остается одним из наиболее популярных французских артистов. Многие его песни являются сегодня наиболее ценными из национального репертуара и часто исполняются заново другими артистами, из них в последнее время активна Ванесса Паради ("Les Cactus"). |