Лео Ферре


      Лео Ферре родился 24 августа 1916 года в княжестве Монако. Его отец, Жозеф, - директор казино, мать, Мария, - владелица модного ателье. Тремя годами ранее родилась его сестра Люсьена. В возрасте девяти лет он отправлен в пансион к Братьям Христианских Школ коллежа Святого Карла в Бордигеру в Италии. Лео с трудом выдерживал жестокую дисциплину этого французского интерната. Он стал приводить в ужас братьев-преподавателей. Несмотря на присутствие товарища, вместе с которым он открывает музыку и поэзию, он испытывает одиночество. Он обижен на отца, отправившего его так далеко от семьи. В 1934 успешно защищает в Риме степень бакалавра. Его отец, отклонивший его просьбу о поступлении в консерваторию, заставляет его преподавать французский язык в коллеже Бордигеры.
    Осенью 1935 он отправляется в Париж, чтобы продолжить изучение права, которое закончится в 1939 получением диплома политических наук. Затем он проходит воинскую службу и демобилизуется в 1940. Вернувшись в Монако, он занимается распределением талонов на снабжение в гостиницах. В октябре 1943 он женится на Одетте. Он переходит затем на Радио Монте-Карло, где занимается сразу всем, в зависимости от обстоятельств: диктор, шумопостановщик, пианист. Он начал писать стихи, петь в кабаре, открывает для себя Шарля Трене и даже встречается с Эдит Пиаф, которая советует ему выступать в Париже.
    После Освобождения он выступает в "Быке на крыше", парижском кабаре, где он разделяет афишу с Братьями Жак и тандемом Рош - Азнавур. Он бедствует, но наконец делает то, что любит.
    В 1947, вернувшись из катастрофической поездки на Мартинику, он работает с Франсисом Клодом в "Милорд хулиган", столичном кабаре, и пишет "L'Île Saint-Louis" и "À Saint-Germain-des-Prés". Это эпоха его больших друзей: Жан-Роже Коссимон, Жюльетт Греко и Рене Леба, впервые спевшая одну из песен Ферре - "Elle tourne... la terre".
    Но пока жизнь трудна, и Одетта, его жена, не может больше выдерживать неопределенность "La vie d'artiste" - жизни артиста, знаменитая песня Лео Ферре. Они разводятся в декабре 1950.

    После долгого неучастия в политических событиях Лео Ферре все чаще и чаще посещает анархистские круги (в конце 40-х годов он согласился принять участие в торжествах Анархистской Федерации), но вскоре поворачивается в сторону Французской Коммунистической Партии, которую он всю жизнь рассматривал в качестве образцовой.
    Затем в парижском кафе он встречает свою вторую спутницу Мадлен, женщину с сильным характером, которая возьмет на себя судьбу артиста. Стоит отметить, что в этом году он пишет оперу "Жизнь артиста", которая обнаруживает настоящий талант композитора. Четырьмя годами позже он еще раз берется за это с ораторией по "Песне нелюбимого" Гийома Аполлинера, которую ставит в оперном театре Монте-Карло.
    В 1953 Лео Ферре поет в качестве "американской звезды" (исполнитель, завершающий первое отделение концерта) у Джозефины Бейкер в "Олимпии". Также подписывается контракт с фирмой грамзаписи "Одеон", для которой он записывает "Paris Canaille", написанный годом ранее для Катрин Соваж. Он поселяется с Мадлен и ее дочерью от предыдущего брака (к которой Ферре относился как к своей собственной) на бульваре Першинг в Париже. Несмотря на небольшое количество денег, которыми они располагают, квартира всегда открыта для друзей: Катрин Соваж, актер Пьер Брассёр, Братья Жак и другие.
    После успеха "Paris Canaille" он может позволить себе купить дом в деревне. В марте 1955 он дает свой первый концерт в "Олимпии" в качестве звезды. Он поет "L'homme", "Monsieur William", "Graine d'Ananar" и т.д.
    В конце этого года он записывает восемь новых песен, среди которых "Pauvre Rutebeuf" и "Guinche". Он аккомпанирует себе на пианино и даже на органе. Там же можно найти "L'amour", песню, которая чрезвычайно нравится поэту-сюрреалисту Андре Бретону. Отсюда проистекла красивая дружба, которая заканчивается, к сожалению, в тот день, когда Ферре представил ему "Poète... vos papiers" в 1956. Одноименный сборник из семидесяти семи произведений объединяет как те песни, которые уже были спеты, так и тексты, к которым он обращался в течение всей своей жизни. Это настоящее изложение убеждений поэта является также точкой зрения, противящейся автоматическому писанию сюрреалистов. Андре Бретон, крайне недовольный, оспаривает такое видение поэзии и отказывается в конце концов писать предисловие. Мосты сожжены, и размолвка длится до 1966, даты смерти Бретона.
    Год 1956 также отмечен созданием "Ночи", балета с текстами и песнями, предназначенного для хореографа Ролана Пети и его труппы. Прием у критиков недоброжелателен, и после четырех представлений спектакль снят с афиш Театра Парижа.

    В апреле 1957 появляется "Цветы Зла, спетые Лео Ферре", диск-посвящение Шарлю Бодлеру, великому французскому поэту XIX века. В январе 1958 Ферре дает свой первый концерт в "Бобино", которому он останется верен. Затем в апреле он записывает на "Одеоне" новый альбом, "Encore du Léo Ferré", для которого Жан-Роже Коссимон написал "Le temps du tango", также там можно услышать "L'été s'en fout" и "Mon camarade".
    Не опасаясь отныне финансовых неурядиц, он неожиданно покупает остров в Бретани, Иль-дю-Гесклен.
    В 1961 он записывает на фирме "Барклей" "Les chansons d'Aragon", содержащий десять поэм, положенных артистом на музыку: от "L'affiche rouge" до "L'étrangère", от "Elsa" до "Est-ce ainsi que les hommes vivent?" Лео Ферре придает этим текстам, исполняя их, другое измерение для каждого. Луи Арагон был весьма впечатлен и очень горд. Тогда завязалась искренная и простая дружба между поэтом и певцом.
    После нескольких месяцев перерыва он записывает "Paname", успех которой символизировал плодовитое и процветающее десятилетие. Он выступает в театре "Старая голубятня", среди новых песен "Merde à Vauban", "Rupins" и "Thank you Satan". Пресса поет дифирамбы. Не сбавляя темпа, он поет в знаменитом мюзик-холле "Альгамбра".
    Достигнув возраста 45 лет, Ферре наконец чувствует себя удовлетворенным. Он знает, что многим обязан своей супруге Мадлен, которая, бесспорно, имеет очень развитый художественный вкус. В конце 1962 и начале 1963 его имя на афишах "ABC", другого парижского мюзик-холла, где Ферре представляет новые творения, только что вышедшие на пластинке на 33 оборота: "La langue française", "T'es chouette" и "T'es rock, Coco". Переехав с бульвара Першинг, семейство Ферре, в котором произошло прибавление - обезьянка Пепе (которую Лео и Мадлен считают чуть ли не дочерью), собирается поселиться в Пердригале, департамент Ло.

    Затем выходит "Ferré 64", зрелый диск, доказавший, что его вдохновение достигло зенита: "Franco la muerte", "Sans façon", "Mon piano" и т.д. Вдохновение мятежника, которое выражено в поэзии, вернувшиеся силы и злые слова анархиста, который не отрицает, однако, выгод, которые приносят деньги.
    В 1965 и 1966 он предпринимает две поездки по Канаде. В течение этого времени он дает многочисленные интервью радио и телевидению. В 1966 он возвращается на парижскую сцену, в "Бобино". Он делает взволнованное посвящение поэту Рембо в сопровождении одного лишь пианино, оставив зал растроганным таким красивым единением стихов и пения.
    Диск, который вышел летом 1967 - шедевр, который доказывает, что Ферре - великолепный поэт: тексты классические по форме и пронизывающие слушателей насквозь. Предвосхищая то, что станет поколением хиппи, он пишет "Salut Beatnick" и такие разные вещи, как "C'est un air", "On n'est pas des saints", "Le lit" и т.д. Есть, однако, и ошибочная песня: "À une chanteuse morte", посвящение Эдит Пиаф, содержащая агрессивный намек на Мирей Матье, певицу, которую представляли как вставшую на место Пиаф. Хозяин фирмы звукозаписи Эдди Барклей не выпустил песню в свет.
    Затем снова идут выступления в "Бобино" на весь сентябрь. К сожалению, жизнь отшельников, которую ведут Лео и Мадлен Ферре, приезжая в Париж только по профессиональным делам, начала причинять им трудности: в старом замке в Ло компания их многочисленных домашних животных и семейство шимпанзе (ставших для хозяев с течением лет практически родными детьми) заставила в конце концов поодиночке избавиться от них. Это болезненное происшествие случилось в начале 1968.

    События мая 1968 во Франции глубоко затронули Лео Ферре. Он выступает 10 мая на знаменитом концерте Общества Взаимного Страхования, сборище анархистов. В глазах восторженной публики он - певец протеста и перманентной революции. В действительности же он всегда дистанцировался от политических действий.
    В октябре он отправляется в турне по Северной Африке, не принесшее успеха. В начале 1969 выходит новый диск, вдохновленный волнениями мая 1968: "Comme une fille", "L'été 68", "Les anarchistes", хотя эта последняя песня и предшествовала означенным событиям.
    В этом году Лео Ферре снова поет в "Бобино" в январе и феврале. Произведя впечатление песней "C'est extra", ставшей позже настоящим шлягером, концерт был записан целиком и издан на двойном альбоме.
    6 января состоялась "встреча в верхах" между Ферре, Жаком Брелем и Жоржем Брассенсом, считающимися столпами французской песни. Эта встреча состоялась по инициативе одного журналиста французского музыкального журнала, "Rock and Folk". Они обращаются к своим предпочитаемым темам и обмениваются мнениями.
    Встреченная перед разводом с Мадлен Мари-Кристина стала новой подругой Лео Ферре. Они поселились в Италии, около Флоренции - в Тоскане. В мае 1970 рождается их первый сын Матье. Этот же год отмечен также выходом двойного альбома, "Amour Anarchie", считающегося многими вершиной дискографии Ферре: "Le chien" , "La the nana", "Paris je ne t'aime plus" и "La mémoire et la mer".

    Но Лео Ферре всегда идет в ногу с эпохой: поп-музыка, которую он открыл у "Битлз" и "Муди Блюз", не ускользает от его интереса. Утомленный сольными концертами, он начинает выступать с французской поп-группой "Зоо". Это новый способ "постичь музыку, связанную с молодой, свободной мыслью", как он говорит он сам, удерживая свое место у обновленной и совсем молодой публики. В октябре 1970 выходит пластинка на 45 оборотов "Avec le temps".
    На следующий год он записывает с группой "Зоо" альбом "Solitude".
    В 1972 Ферре выступает в течение трех недель в "Олимпии". Его стиль более строг, чем в 60-х годах, в течение которых его слышали гораздо более лиричным и пафосным. Он исполняет свои песни, а также сочинения Жана-Роже Коссимона, среди которых очень красивая "Ne chantez pas la mort". В мае 1973 выходит запись этого концерта на двойном альбоме.
    Записан и другой диск, студийный: "Il n'y a plus rien", нигилистические речи-монологи, доказывающие еще раз поэтический талант Ферре. Он отправляется затем в турне с квебекским певцом Робером Шарлебуа.
    Его отец умирает в этом же году. Лео Ферре очень огорчен, хотя их отношения все еще были натянутыми.
    На следующийгод Ферре выступает в Опера Комик, зале, обычно предназначенном для классической музыки. Он представляет новые песни, но также читает текст Аполлинера "La chanson du mal-aimé". Отметим также, что он берется за чтение прозаического произведения, озаглавленного "Et basta", настоящее изложение убеждений, которое еще раз оставило публику впечатленной и растерянной.

    В 1975 для артиста началось новое музыкальное приключение. Представьте, он начинает дирижировать настоящим симфоническим оркестром - оркестром Монтрё в Швейцарии. Осенью он продолжает этот опыт в Бельгии, затем во Дворце Конгрессов в Париже. Знатоки классической музыки (в программе были Равель и Бетховен) не простили ему это вторжение в их владения, что чрезвычайно ранит артиста.
    В этом же году он оставляет фирму "Барклей", не без некоторых распрей. Вследствие этого происшествия он выпускает на CBS альбом, озаглавленный "Ferré muet dirige Ravel et Ferré". Этот диск объединяет в том числе Концерт для левой руки в исполнении симфонического оркестра Милана, "Muss es sein? Es muss sein", "Love" и Реквием в исполнении оркестра Льежа.
    С 1976 до 1990 он выпускает различные диски на CBS, затем RCA и EPM: "Ma vie est un slalom" в 1979, "La violence et l'ennui" в 1980, "Les loubards" в 1985, "On n'est pas sérieux quand on a dix-sept ans" в 1986, "Les vieux copains" в 1990.
    Окончательно осев в Тоскане со своей женой Мари-Кристиной, Лео увеличивает семью рождением Мари-Сесиль в июле 1974, затем второй дочери Мануэллы в январе 1978. Лео Ферре находит наконец отдохновение души, которое он ожидал со времени развода с Мадлен, и семейную гармонию, которая делает его действительно счастливым.
    Ферре, остепенившийся с возрастом, не становится менее популярным, давая концерты в "Олимпии" или в "Дежазе", другом парижском зале, и продолжая ездить по Франции и за ее границами. Его поддержка анархистских дел не ставится под сомнение, несмотря на его тосканскую "ссылку", подальше от шума и страстей. Он до конца жизни принимает участие в концертах поддержки анархистов.

    В возрасте 77 лет Ферре умирает после долгой болезни 14 июля 1993. Эта болезнь, о которой он почти никогда не говорил, объявилась в 1992 и помешала ему устроить свое возвращение на сцену "Гран Рекс" в Париже.
    В конце 90-х годов его сын Матье возобновляет работу издательского дома и компании по использованию авторских прав, которую его родители основали в 1992 - "Память и море". Он пытается таким образом способствовать различным проектам, касающимся произведений его отца: переиздание дисков, выпуск неизданного или концерты.
    В марте 2000 вышел посмертный компакт-диск певца, "Métamec". Этот альбом дает жизнь тем проектам Лео, которые смерть оборвала на полдороге и которые пролежали несколько лет, до тех пор, пока Матье не обнаружил эти песни. Но из них только девять смогли быть восстановлены. Эти песни, написанные в течение 15 последних лет жизни артиста, торжественно открывают серию других дисков, составленных из неизданного. Однако многие расценивают это как гораздо менее интересное, чем то, что Лео Ферре написал и издал при жизни. В ноябре компания Матье переиздает три последних компакт-диска отца.
    Лео Ферре занимает отдельное место во французской песне: он остается исключительнейшим автором, композитором, исполнителем. Самая красивая похвала была высказана Луи Арагоном: "Из-за Лео Ферре придется переписать историю литературы немного по-другому".

 



На страницу "Артисты"
На страницу текстов Лео Ферре
На главную страницу