Нино Ферре


      Настоящее имя Нино Ферре - Агостино Феррари. Он родился 15 августа 1934 года в Генуе в семье буржуа. Его отец - итальянец, мать - француженка. Нино провел очень приятное детство в интеллигентной и влюбленной в искусство семье. Он прожил первые пять лет своей жизни в Новой Каледонии, куда его отец был назначен инженером на никелевый завод. Во время отдыха во Франции в 1939 Нино и его мать не смогли уехать обратно из-за войны. Отец продолжал работать в Новой Каледонии. Одиноко живущие в Италии, почти без денег, они с трудом пережили эти годы, тем более, что матери Нино ставили в упрек ее замужество за врагом Италии.

    В 1947 вся семья поселяется во Франции. Нино отправлен учиться в лучшие коллежи Парижа. После окончания школы он начинает изучение этнографии и археологии, потом получает соответствующий диплом. Большая часть его свободного времени посвящается полям раскопок, он занимает свою первую должность в музее антропологии.
    Помимо страсти к истории он обладает многими и разносторонними интересами. Он усердно начал заниматься живописью. Эта страсть его не покинет никогда. Но главным образом он обучается игре на различных инструментах: гитара, пианино, кларнет, тромбон и труба. Он сочиняет музыку и стихи и становится пылким приверженцем джаза.
    По окончании учебы он получает предложение от своей бабушки совершить поездку по Новой Каледонии. Он пользуется этим, чтобы совершить кругосветное путешествие на грузовом судне, и принимает участие в раскопках на островах Меланезии. По возвращении в Париж он должен найти работу. Но все, что предлагают ему друзья, не увлекает его, да к тому же плохо оплачивается. Кроме того, он все больше и больше стремится к музыке. Выбор сделан, и он становится сессионным музыкантом у джазменов, начиная с Ричарда Беннета и "Диксикэтс", затем у Билла Колмэна с 1958 до 1960.

    В начале 60-х годов он некоторое время работает гитаристом у американской певицы Нэнси Холлоуэй. Параллельно он продолжает писать опусы, вдохновленные госпелами. Он не добивается никакого успеха и терпит отказы в большинстве фирм грамзаписи. Когда он открывает ритм-энд-блюз с Отисом Реддингом и Сэмом Куком, это становится музыкальным откровением. Он преображает свое сочинительство.
    Остановившись на лейбле "Барклей", он дожидается 1963 года, чтобы записать свой первый диск, "Pour oublier qu'on s'est aimé". Ему уже 29 лет, хотя большинству молодых звезд едва-едва 20. Эта сорокапятка с четырьмя песнями, написанными в достаточно классической манере, не "пошла" во Франции. На сторону Б он решает поместить песню, которую написал в самом начале 50-х, "Un an d'amour". Эта песня перепета в Италии, затем в Испании, и более известна сегодня под своим испанским названием, "Un año de amor", режиссер Педро Альмодовар использовал ее в своем фильме "Высокие каблуки". Другая песня, "L'irréparable", добилась успеха в некоторых странах Европы, в Японии и даже на Ближнем Востоке - в Бейруте с большой помпой была организована неделя концертов.
    Отделившись от Барклея ради небольшого лейбла "Бель Эр", Нино все еще неизвестен во Франции. Его видят на сцене "Олимпии" в 1963, где он принимает участие в концерте Нэнси Холлоуэй. В 1964 он организует госпел-группу "Преподобный Нино и Юбилеи"; они распадаются, не успев даже записать что-либо достойное. Нино выпускает тогда несколько сорокапяток без особого успеха.

    После всех этих лет каторжных трудов успех приходит совершенно неожиданно в 1965. Нино возврашается на "Барклей", где получает возможность записать новые песни. После нескольких малоудачных попыток новый художественный директор, Ричард Беннет, предоставляет Нино свободу, чтобы записать диск по-своему. Превосходная идея!
    Так Нино Ферре записывает "Mirza", песню, эффективно смешавшую ритм-энд-блюз с насмешливым текстом. Песня стала немедленным и зрелищным успехом. Фирма грамзаписи требует от Нино Ферре песен того же рода. Публика рвет диски из рук продавцов, и молодой певец становится идолом завтрашнего дня. Тут же появляются "Les cornichons" и "Oh! Hé! Hein! Bon!". Нино Ферре отныне рассматривается как певец-весельчак и модный шутник. Его известность огромна, но основана на репертуаре, к которому у него не лежит душа. Однако он выпускает шлягер за шлягером, и его новая жизнь звезды берет адский ритм. В 1966 он дает 195 концертов и принимает участие в 30 телевизионных передачах. Он пользуется плодами успеха: деньги, роскошь, победы. Его сравнивают с Дютроном со стороны денди-провокатора и соблазнителя с пресыщенным видом. Но Нино Ферре очень быстро устает.
    В 1966 выходит "Le téléfon", новый шлягер, который заставляет танцевать людей и тридцатью годами позже. Несмотря на свой успех, Ферре, обладающий целостным характером, начал ссориться с шоу-бизнесом. Не склонный к компромиссам, он покидает Париж и поселяется в Италии, где в тот же момент его песня "Je veux être noir" добивается успеха совершенно другого рода.

    Подавленный своим успехом, Нино Ферре остается на три года в Италии, с 1967 до 1970. Во Франции продолжают выходить его песни, продающиеся достаточно хорошо. Его тексты все более и более отрицают традиции, в том числе политические, они всегда ироничны, даже иногда циничны. В 1967 он поет "Mao et Moa" и "Mon copain Bismark", в 1968 - "Le roi d'Angleterre". Его репертуар становится колким, как отражение его раздраженности шоу-бизнесом и обществом.
    В это время Нино нанимает молодого камерунского музыканта, Ману Дибанго, который позже станет известным в качестве саксофониста. Но пока он работает с певцом в качестве органиста.
    В Италии Нино становится телеведущим в немного дерзкой передаче об эстраде "Ло, Агата и ты". Он добивается бесспорной известности. Он дважды принимает участие в фестивале в Сан-Ремо. В 1970 он заканчивает в финале, но на следующий год выбывает из борьбы. После короткой идиллии с Брижитт Бардо он решает в конце концов возвратиться во Францию, записав альбом "Rats and Roll" в 1971.
    Решив вести отныне жизнь и карьеру, которая ему по душе, он поселяется в Керси, области на юго-западе Франции, и начинает разводить лошадей. Но музыка всегда влечет его, и встреча с англичанином Микки Финном изменяет многое в его видении работы. Микки Финн - гитарист, который выступал с Ти-Рекс, Клэптоном и "Роллинг Стоунз". С ним Нино погружается в рок. Он выдает тексты более мрачные, более близкие его духу.

    В 1972 выходит альбом "Métronomie", рассматриваемый певцом в качестве своего первого настоящего альбома. Нося отпечаток своей эпохи, этот альбом имеет вид опыта. Музыка Нино Ферре сопровождается шумовыми оформлениями. Он вновь исполняет свою самую первую запись, "Pour oublier qu'on s'est aimé". К великому сожалению Нино Ферре, продается не альбом, а единственная песня, "La maison près de la fontaine". Совершенно отличающаяся от всего альбома, эта сорокапятка продается тиражом 500 000 экземплярам. Снова мир шоу-бизнеса расстилает красный ковер перед Нино Ферре, который прекратил поддерживать в себе ненависть к этой среде.
    Ферре продолжает выпускать по альбому почти каждый год. Один-единственный шлягер позволяет ему все же делать то, что он хочет, даже если с коммерческой точки зрения это не является успехом. В 1973 Нино создает временную группу с Микки Финном и другими музыкантами. Вместе они записывают альбом "Nino and Leggs" в полностью рок-н-ролльной манере. Альбом не добился успеха, и Нино оставляет лейбл "Барклей" ради CBS. На следующий год выходит пластинка полностью на английском языке, "Nino and Radiah". Радиа Фрай - молодая американская певица, лицо которой видят на обложке. Единственная песня диска на французском языке - это "Le Sud", успех среди успехов репертуара Нино Ферре. Одна из величайших песен на французском языке, "Le Sud" - на самом деле невесть какая по счету переделка произведения, написанного первоначально на английском языке. При выходе эта песня познала феноменальный успех и продана миллионом экземпляров. Но Нино не удовлетворен. Опять успех одной песни прячет за собой работу над целым альбомом.
    На следующий год Нино Ферре выпускает новый альбом, "Suite en oeuf", но без успеха. То же и для "Véritables vérités verdâtres", вышедшего в 1977 и отметившего разрыв с CBS.

    Успех "Le Sud" позволяет Нино Ферре продать дом в Керси. В 1976 он поселяется в великолепном укрепленном замке 15 века, расположенном в местечке Латайад. Он сооружает студию звукозаписи, продолжает заниматься лошадьми и живописью.
    В 1978 он женится на Жаклин Монестье.
    Отныне не принадлежа никакой фирме грамзаписи, Нино Ферре выпускает свои диски всякий раз на разных лейблах. В 1979 появляется "Blanat" на маленьком независимом лейбле "Фри Бёрд". Это альбом очень госпельный и джазовый, с песнями на французском и английском языках, как и обычно в его репертуаре. В этом же году Ферре встречается с Жаком Ижленом и едет с ним в турне. Его мир, роковый и неистовый, его мощная личность привлекают Ферре и побуждают вернуться на сцену, которую он уже давно оставил. В продолжение этой поездки он играл в Париже в "Батаклан" с группой будущего Поля Персонна (его наст. имя - Рене-Поль Ру).
    Новый альбом выходит в 1981 под лейблом WEA. На этом альбоме, "La Carmencita", можно найти главным образом старые песни, и продажа идет плохо. Зато следующий альбом, "Ex-Libris", полностью оригинален и написан как посвящение своему отцу. Но и он не добился больших успехов.
    1983 - год возвращения и год ухода. Ферре выпускает альбом в стиле рок-н-ролла "Леггз", "Rock'n'roll cowboy". Затем он поднимается на сцену "Олимпии" 19 декабря для единственного концерта. И тем не менее в этом году Нино Ферре окончательно хлопает дверью шоу-бизнеса.
    Однако на следующий год его обнаруживают в музыкальной комедии для детей, "Ноев ковчег", поставленной в Париже в театре "Юните". Автор музыки, он исполняет партию бога. Спектакль шел очень хорошо и привлек около 200 000 зрителей.
    С конца 1984 до 1986 Нино Ферре полностью исчезает с музыкальной сцены. Запершись в своем замке, он много рисует, делает несколько выставок, но главным образом он занимается своими сыновьями, Пьером и Артуром. Он записывает, однако, в 1986 альбом, который называет очень просто - "13ème album". Но диск проходит незамеченным.
    В 1989 муниципалитет Монкюк заказывает ему организацию церемоний в честь двухсотлетия французской революции. Нино хватается за это и ставит спектакль, в котором исполняет "Марсельезу". Пластинка с ограниченным тиражом будет следствием этого опыта - "Il pleut bergиre", старая традиционная французская песня.

    В начале 90-х Нино добивается некоторого успеха в Италии. Несколько концертов, которые он дает, привлекают много молодых поклонников. На следующий год во Франции Нино устраивает большое возвращение по поводу выхода сборника, а также комплекта пластинок "L'indispensable". Необычайный коммерческий успех вводит Нино Ферре в круг ночных клубов. Как и в Италии, молодая публика открывает и оценивает его репертуар.
    На новом лейбле FNAC в 1993 Нино Ферре выпускает новый альбом, совершенно оригинальный, большей частью записанный в Латайаде и завершенный в Тулузе. Обложка и буклет иллюстрированы картинами певца. Этот альбом, задуманный с другом Микки Финном, отмечает возвращение к полунамекам, как и указывает название, "La désabusion", игра слов, построенная на "désabuser" - разочаровывать и "illusion" - иллюзия. Нино Ферре все время мрачен и поет высоко и сильно.
    Приблизительно двумя годами позже выхода "La désabusion" Нино появляется то здесь, то там. В 1994 он устраивает выставку в Париже, публикует сборник текстов и продолжает рекламу своего альбома. Однако единственный концерт в "Олимпии", назначенный на весну 1994, отменен.
    С апреля по июнь 1995 он едет в поездку, впервые за многие годы, со своей верной группой "Леггз". Он также приглашен на фестиваль в Ла Рошели в июле. В этом же году выходит маленький оригинальный альбом из десяти песен, записанных "на дому". На самом деле маленькие семейные шедевры записывались с 1987 по 1992, на альбоме можно найти новые исполнения старых песен ("Mirza", "Le Sud"), народные песни ("Il pleut bergère", "Besame mucho"), всё исполнено его супругой Жаклин, сыном Артуром, Микки Финном и другими друзьями-музыкантами.
    Но после этого отступления, проведенного с умеренным задором, Нино Ферре с удовольствием возвращается к своему дому, животным, к семье и своей матери Мунетт, которая поселилась с ними.
    Новый период молчания, во время которого Нино живет в окружении семьи и друзей. Его сыновья - студенты, но Артур готовит альбом с отцом.
    В июле 1998 Мунетт умирает, создав пустоту в существовании своего сына.
    Месяцем позже, 13 августа, Нино Ферре пускает себе пулю в сердце на поле в нескольких километрах от дома.
    Обладая невиданным горячим темпераментом, Нино Ферре отклонил все компромиссы в пользу всеобщей художественной свободы. Даже если он загубил таким образом свою карьеру, он тем не менее оставил неизгладимый след во французском музыкальном достоянии с такими различными песнями, как "Les cornichons" и "Le Sud", помимо многочисленных несправедливо забытых песен.

 

На страницу "Артисты"
На страницу текстов Нино Ферре
На главную страницу