Он родился в Париже 11 октября 1951. Его родители, польские евреи, эмигрировали во Францию в 30-х годах и получили
права гражданства сразу же по окончании Второй мировой войны благодаря участию в Сопротивлении. Воинствующие коммунисты Альтер
Гольдман и Руфь Амбрунн поженились в июне 1949. Третий ребенок из четырех, Жан-Жак провел детство, которое он сам оценивает как
банальное, в 19-м округе Парижа, затем в пригороде Монруж. Очень рано родители заставляют его учиться игре на скрипке, затем на пианино. В возрасте 14 лет он пел в хоре церкви Монруж "Red Mountain Gospellers". Он играл также на гитаре и органе, помогая записать пластинки-сорокапятки, которые решает выпустить отец Дюфурмантель, руководитель хора. Это был первый контакт молодого человека со студиями звукозаписи. Он слушает то, что станет для него самым большим музыкальным открытием, Арету Франклин и ее знаменитый соул-шлягер "Think". Для него это стало шоком. В 1968 он оставляет свое изучение классической музыки. Он увлекается гитарой. Он играл с различными группами на балах и дискотеках. С группой "Phalanster" (название, ссылающееся на теории философа-утописта и экономиста 19 веке Шарля Фурье) Гольдман выступает даже в знаменитом зале "Гольф Друо". Параллельно он продолжает свое школьное обучение обычным образом и получает степень бакалавра в 1969. Родители советуют ему продолжить изучение коммерции, Жан-Жак не видит в этом никаких неудобств. Таким образом с 1970 до 1973 он числится в списках EDHEC (Школы Высших Коммерческих Наук) в Лилле. Вдали от Парижа и его музыкального бурления он совершенствует свою игру на гитаре и с пылом воспринимает Джимми Хендрикса и всех "гитарных героев" 70-х годов. Во время каникул он с другом предпринимает дальние поездки, которые ведут его от Канады к США и Мексике. Как и многие молодые люди своего поколения, он выбирает дорогу и долю наугад, как в книге Керуака. После получения своего диплома по коммерции он возвращается в Париж и чувствует себя окунувшимся в музыкальную атмосферу столицы. Он проходит свою военную службу в авиации в 1974-75. В конце концов решив сделать музыку своим главным делом, правда, без особо честолюбивых намерений, Жан-Жак Гольдман изучает основы этой профессии в игре на гитаре, пении и сочинительстве. Он открывает Лео Ферре, посетив концерт группы прогрессив-рока "Zoo". Это время альбомов-концептов и длинных рок-симфонических бредовых композиций. Встреча с двумя гитаристами вьетнамского происхождения, Ханом (звукоинженером) и Таем (банковским служащим), становится решающей. В поисках музыканта, который бы дополнил их группу, они соблазняются музыкальным и вокальным опытом Гольдмана. Они создают группу "Taï Phong" ("Большой ветер" по-вьетнамски), усилившуюся с приходом клавишника Жана-Алена Гарде и Стефана Коссарьё, ударника. Их страсть - работа в студии. После года репетиций они обходят фирмы грамзаписи и наконец подписывают контракт с WEA. В 1975 выходит первый альбом с первым шлягером в стиле "медленный поп", "Sister Jane". Этот успех сподвигает их на создание второго альбома, вышедшего в 1977, "Windows". Зрелость для некоторых, эволюция и следование границам англоязычной музыки для других стали характеристиками этого нового опуса. В 1979 третий альбом "Last flight" положил конец существованию группы. Майкл Джонс, валлийский гитарист, по этому случаю присоединяется к группе, которую Гарде и Тай оставили. Симфо- и прогрессив-рок теперь отставлен в сторону. Отметим, что в течение этих четырех лет Жан-Жак Гольдман записал три сольных сорокапятки, которые прошли незамеченными: "C'est pas grave Papa" в 1976, "Les Nuits de solitude" в 1977 и "Back to the city again" в 1978. Эти диски - далеко не шедевры и почти не оказали влияния на продолжение его карьеры. После этого коллективного опыта Жан-Жак Гольдман усаживается в маленькой студии у себя дома и сочиняет песни, которые намеревается предлагать другим исполнителям. Его жена Катрин, которую он встретил в 1972, поддерживает и подталкивает его остаться на этом пути. В 1981 молодой продюсер по имени Марк Люмброзо отмечает одно из его сочинений и заказывает макет, который предлагает в Epic, лейбл для новых талантов у CBS: "Il suffira d'un signe". Песня выходит на сорокапятке, имеет длительность чуть более 6 минут и приводит в восторг несколько радиостанций. Будут проданы около 500 000 экземпляров. Жан-Жак Гольдман подписывает контракт на пять альбомов с Epic. Он решает отобрать одиннадцать песен и хочет назвать альбом "Démodé". Фирма грамзаписи отклоняет название по маркетинговым причинам. Альбом в конце концов выходит без названия. Вторая сорокапятка, "Quelque chose de bizarre", не получила ожидаемого успеха. Но машина запущена, и, без сомнения, можно сказать, что это был последний провал артиста. Epic убеждает его также перевести свои песни на иностранные языки, чтобы завоевать внешний рынок. Так певец пишет "Just a little sign", вышедший в Германии, а также "Como tu" для Испании, но без всякого успеха. В 1982 под давлением фирмы грамзаписи Жан-Жак Гольдман выпускает второй альбом, который хочет назвать "Minoritaire". Снова он терпит отказ, и диск выходит без названия. "Quand la musique est bonne" является первым синглом и добивается феноменального успеха. Его относительно высокий голос и хорошо скомпонованные мелодии становятся узнаваемой маркой певца. Но тексты, несомненно, - именно то, что наиболее важно для его новой публики. Они несут большой заряд. Его песни открывают цельную личность, но частная жизнь певца остается скрытой. Его искренность кажется главной причиной его успеха. Вторая песня, в 1983, - сингл с альбома и озаглавлена "Comme toi". Буквально взлетев на вершины хит-парадов, эта песня приносит Жану-Жаку Гольдману бриллиантовую премию французской песни. Третий сингл, "Au bout de mes rêves", утверждает его как новую ценность французской песни. Поборов колебания, он соглашается устроить турне, которое длится до мая 1984, включая выступления в "Олимпии" в Париже с 26 марта по 1 апреля. Не обладая специфическим имиджем и не ведя бурную частную жизнь, Жан-Жак Гольдман является довольно робким субъектом, который плохо вписывается в систему жизни, навязанную шоу-бизнесом. Как только он возвращается к себе, он присоединяется к жене и детям (Каролина родилась в 1976, Микаэль - в 1980, третий ребенок родился в 1984). Он пытается также охранить их от всех волнений, которые их окружают. Находясь в гармонии со своим образом жизни и мыслей, певец завоевывает публику благодаря имиджу, задвинутому на задний план по отношению к остальным составляющим профессии. Он выпускает в 1984 третий альбом с названием "Positif", наконец-то удовлетворившим продюсеров. За несколько месяцев продаются 500 000 экземпляров, и диск в 1995 становится бриллиантовым, продан 1 миллион экземпляров. Джон Хелливелл, саксофонист группы "Supertramp", оказал неоценимую помощь в записи. Первый сингл, "Envole-moi", познал тот же успех, что и предыдущие сорокапятки. За ним последовал второй, "Encore un matin", затем "Long is the road". Альбом содержит такое посвящение: "Тем, которые останутся верными, когда будет не так легко", чтобы недоверчивый певец сохранил ясный взгляд на свою известность и увлечение публики. В том же состоянии духа Жан-Жак Гольдман выпускает в 1985 новый альбом "Non homologué". На обложке его видят улыбающимся, более расслабленным и, несомненно, лучше свыкнувшимся со своим статусом звезды. С другой стороны, его голос укрепился. Первая песня озаглавлена "Compte pas sur moi", намек на его биографию. Публика же голосует за "Je te donne", спетую дуэтом с Майклом Джонсом, который уже несколько лет не задумываясь помогает своему музыкальному единомышленнику. Музыкально весьма энергичный и близкий к течениям американских рок-радиостанций, этот альбом очень однороден. Укрепили альбом и тщательно отделанные и ясные тексты, такие, как, например, "La vie par procuration"; альбом все находят успешным. Отказываясь занять четкие политические позиции, Жан-Жак Гольдман тем не менее происходит из поколения, которое познало столкновения в 1968, идейные движения и различные идеологии, которые проистекли отсюда. Заинтересованный проблемами общества, он соглашается в 1985 принимать участие в записи диска для Эфиопии (сбор средств на борьбу с голодом в этой стране), в концерте 15 июня на Площади Согласия под эгидой антирасистской организации SOS Racisme, и, наконец, в записи песен для "Restos du Coeur" (благотворительная орагнизация помощи бездомным). Находясь на гребне успеха, Жан-Жак Гольдман тем не менее пригвожден к позорному столбу национальной прессой, которая иронизирует над простотой и даже глуповатостью текстов и которая находит его музыкальные сочинения легкими и неинтересными. Во время концертов в "Зените" в сентябре 1985 (с 3 по 20 число) кризис достигает апогея. Отказываясь пока от любых комментариев, певец покупает двойную страницу в ежедневной газете "Либерасьон", где воспроизведены наиболее плохие критические статьи. Ответив таким образом с юмором, он своей рукой надписывает для публики "Спасибо, что хотя бы пришли". В конечном счете подведен итог концертов, данных во время турне - "все билеты проданы" без рекламной кампании. Говорят даже о "гольдмании", так как очень многие молодые девушки привлечены песнями Жана-Жака Гольдмана, как если бы они обрели старшего брата. Поездки следуют друг за другом в течение 1986. Выходит еще одна сорокапятка: "Pas toi". Артист снова принимает участие в концерте "SOS Racisme" 14 июня и отправляется в летнее турне с английской группой "Cock Robin". В июле он дает концерт в Квебеке и два в Монреале в сопровождении Робера Шарлебуа. Он сочиняет также целый альбом для Джонни Холлидея, озаглавленный "Gang" и выпускает собственный концертный альбом, записанный в турне. 22 ноября певец получает музыкальную "Викторию" (награда, присуждаемая профессионалами). В июне 1987 выходит новая пластинка, названная "Elle a fait un bébé toute seule". Гольдман упоминает здесь женскую эмансипацию с ноткой нежности. Он не думает, впрочем, что это добьется большого успеха. Но он ошибается, и в конечном счете публика еще раз голосует за эту песню с простым и действенным текстом. В октябре выходит двойной альбом, неожиданно для всех. "Entre gris clair et gris foncé" записан в прямом эфире с несколькими музыкантами. 250 000 экземпляров продаются за месяц, тираж достигнет миллиона десять лет спустя. Гольдман говорит о себе самом и своих собственных сомнениях на достаточно интимный манер, как, например, в "Puisque tu pars". Среди красивых сюрпризов мы находим там "Là-bas", дуэт с молодой уроженкой Шри-Ланки Сиримой, встреченной в парижском метро. Обычно мало представленный в средствах массовой информации, Жан-Жак Гольдман куда более заметен на сцене. Турне, которое он предпринял в 1988, не имеет прецедентов. Он устраивает сначала несколько концертов в Париже в различных залах: 3 дня в "Батаклан", 3 дня в "Олимпии", 10 дней во Дворце Спорта и 15 дней в "Зените". В нем всегда горит желание не делать как другие и каждый раз удивлять публику. В июле он принимает участие в фестивале французской песни в Ла Рошели. В сентябре начинает поездку через всю Францию и по западной Африке (147 выступлений). Артист открывает на сцене присутствие духа, которое сам не подозревал в себе во время дебютов. Окруженный талантливыми музыкантами, такими, как Майкл Джонс на гитаре или Пенпен на саксофоне, он сводит с ума толпы качественными коммерческими песнями. После нескольких беспокойных лет и запутанных отношений с печатью артист наконец признан как автор, композитор и талантливый исполнитель до такой степени, что международная ежедневная газета "Геральд Трибьюн" посвящает ему длинную хвалебную статью, озаглавленную "Нормальный поп-идол", в тот момент, когда он выступает в нью-йоркском "Палладиуме" (3 марта 1988). Время немного отдохнуть. Не берем в расчет то, что в ноябре 1989 он собирается предпринять турне с целью собрать средства для ассоциации "Restos du coeur" своего друга Колюша. "Турне грязнуль", как их прозвали, объединяет, кроме Жана-Жака Гольдмана, еще Джонни Холлидея, Эдди Митчелла, Вероник Сансон и Мишеля Сарду. После этого переходного года певец вновь входит в рабочую форму. Он начал писать песни, которые в большинстве своем дуэты или трио. Он говорит о проекте трио с Майклом Джонсом, для которого этот певческий опыт не был первым, и Кэрол Фредерикс, одной из хористок, которую можно было услышать в предыдущих турне. В ноябре 1990 выходит "Nuit", первый сингл с альбома "Fredericks - Goldman - Jones". Этот последний содержит десять песен и выходит в декабре. С ясным и хрупким голосом Гольдмана, впечатляюще громким вокалом Кэрол Фредерикс и английским акцентом Джонса диск действительно стал началом новой эры. Певец испытывает в дальнейшем потребность самовыражаться в группе, как и его англоязычные идолы 70-х годов. В июне 1991 тираж альбома достигает 600 000 экземпляров. С 4 по 9 число трио поднимается на сцену в месте, более привычном к спортивным состязаниям, чем к концертам - на велодроме Жака Анкетиля (около 12 000 зрителей каждый вечер) в Венсенне, около Парижа. Он уезжает затем в марафонское турне по Франции и всему миру (Маврикий, Вьетнам, Камбоджа, и т. д.) до 1992. Концертный альбом "Sur scène" выходит в конверте из кованого металла. Год 1993, хотя и более спокойный, не оставляет его в бездействии: он пишет несколько песен для Марка Лавуана под псевдонимом O. Menor, для Патриции Каас - песню, которая быстро становится шлягером, "Il me dit que je suis belle" (под псевдонимом Сэм Бревски). В начале 1994 то же трио Фредерикс - Гольдман - Джонс выпускает новый альбом "Rouge". Артисты приглашают хор Советской Армии спеть с ними песню, давшую название альбому. От гитарных риффов до лирических хоров, этот альбом кажется несколько менее вдохновенным, чем предыдущий. Все признают, однако, высокое качество текстов. Альбом продается общим тиражом в один миллион экземпляров. Часто отвечая на просьбы благотворительных и антирасистских организаций, Гольдман и его два единомышленника, Джонс и Фредерикс, в мае 1994 дают серию концертов в парижском джазовом клубе "Нью Морнинг" в пользу "Международной амнистии". В интимной обстановке, вызванной местом проведения, акустические версии последних песен и прошлых шлягеров показывают подготовленного артиста, который не выказывает свое горе перед всегда восторженными зрителями. В декабре 1995 Кэрол Фредерикс выпускает сольный альбом "Springfield". Гольдман сочиняет музыку к двум песням, "Change" и "Jesus in me". Но наиболее крупная работа, проделанная в этом году - без всякого сомнения, альбом Селин Дион "D'eux". Слова, музыка и аранжировки выполнены Гольдманом, ничего не оставившим на волю случая. Профессионализм квебекской певицы и главным образом ее исключительный голос привлекли автора и композитора, который сам предложил ей эти двенадцать песен. Огромный успех этого опуса подтверждает эффективность Гольдмана как "делателя шлягеров". 11 февраля 1997 алжирец Халед получает "Викторию" за песню года "Aïcha". Жан-Жак Гольдман выходит из-за кулис, чтобы петь с исполнителем, с которым он написал песню. Новое сотрудничество - новый успех. После новой работы над альбомом Патриции Каас, вышедшим в 1997, появляется и его собственный альбом (август 1997): "En passant". Гольдман возвращается к сольной форме. Это меланхоличный альбом, где часто ставится вопрос об отъезде, о чужих мирах и мечтаниях; стиль изменился со времен дебютов. Наполненный ритм-энд-блюзом и блюзом, утвержденный вездесущими гитарами, этот новый опус использует также привлекательность балалаек в "Natacha" и магию восточных ударных в простой "Sache que". Самое личное произведение за долгие годы, "En passant" является все же продолжением работы, предпринятой музыкантом и певцом с большим опытом и постоянным вдохновением. Публика очень хорошо это знает, и в начале 1998 насчитывается приблизительно 1 250 000 проданных экземпляров. После сентябрьского тура с единственным компаньоном на сцене, своим другом гитаристом Жильдасом Арзелем, Гольдман начинает с весны 1998 новое турне. Продолжая линию своего альбома, то есть соло, без Кэрол Фредерикс и Майкла Джонса (тем не менее присутствующих среди музыкантов), Жан-Жак Гольдман появляется перед публикой. Он не пел без них с 1988. После "Зенита" в Париже с 17 по 20 мая намечается турне с по крайней мере 20 концертами до конца лета, завершаясь в большом парижском зале с 30 сентября по 4 октября. Его деятельность певца не идет, однако, ни в какое сравнение с его работой автора и композитора. Действительно, в сентябре выходит новый альбом Селин Дион, почти полностью написанный им, "S'il suffisait d'aimer". Он, кажется, нашел в ней идеального исполнителя. Жан-Жак Гольдман, защищая свою семью от всепроникающей известности, живет в парижском пригороде Монруж. Сдержанный человек, которым он и желает оставаться, образовал свой круг общения из семьей и друзей, которые помогают ему выдерживать статус национальной звезды. Его сочинения являются достоянием французской песни, соединяя качество и коммерческую эффективность. Далекий от того, чтобы быть новатором, он не имеет намерение быть кем-то другим, нежели популярным певцом. |