Группа "Однажды" (Il Était Une Fois) господствовала во французской поп-музыке в течение 1972-1978 годов. Вышли в продажу четыре альбома, наполненных бессмертными шлягерами, совершенными голосовыми гармониями и мелодиями: "Rien qu'un ciel" (1972), "Les filles du mercredi" (1972), "Que fais-tu ce soir après dîner?" (1973), "C'était l'année dernière" (1973), "Viens faire un tour sous la pluie" (1975), и в первую очередь легендарная песня "J'ai encore rêvé d'elle" в 1975. Историю этой группы мы предлагаем вашему вниманию. Жоэль Могенсен родилась в Нью-Йорке в 1953. Она жила в Дании, затем последовала за родителями во Францию, где она записалась в Школу Изящных Искусств в Марселе. Она начала петь, с юности исполняя фольклорные песенки в клубах. Летом 1969, сидя на террасе кафе "Горилла" в Сен-Тропе в компании своей сестры, она видит появившийся красный "Мустанг". За рулем находился Серж Кооленн, невысокий брюнет с бородкой и усами, рядом сидел другой парень, Рике. Родившийся в 1947, Серж Кооленн был тогда гитаристом и сопровождал Мишеля Польнареффа в его поездках. "Польнарефф нам предоставил свою машину, - вспоминает Серж. - С другом, басистом, мы ею хвастались. Переходим в нападение! Первая фраза, которую я сказал Жоэль - "Я хочу на вас жениться".Она ответила сверху: "Это причинит вам неприятности, если я скажу да? Хорошо, тогда да!" В конце дня они встречаются, чтобы провести вечер вместе. Жоэль заявила: "Я нашла его прекрасным, но на следующий день я разочаровалась. Мои родители меня наказали. Они мне запретили выходить. Это не помешало мне перелезть через стену, чтобы повидаться с ним, я была без ума!" Жоэль было тогда 16 лет, впереди ее ждали девять лет любви с Сержем. Ее пятнадцатилетняя сестра Домино влюбилась в Рике, у них будет трое детей. Жоэль и Серж прожили каникулы в любви и разошлись. Она возвращается в Школу Изящных Искусств в Марсель, а он - в Коломб, к своей матери. Полугодом позже она возвращается к тому, которого она описывает в интервью 1976 года как "упрямого, напористого, щедрого и откровенного", чтобы больше никогда не расставаться. Она знакомится также с Ришаром Девиттом (родился в 1946), которого Серж встретил в двенадцатилетнем возрасте в летнем лагере и который крутился с ним в его группе "Джерри Роллс" на концертах Польнареффа. В ноябре 1970 Мишель Польнарефф находится в полной депрессии, и два статиста оказываются безработными. Сержу, Ришару и Жоэль удается возобновить знакомство благодаря друзьям и наняться на небольшую работу в бар. 14 апреля 1971 Серж и Жоэль выпускают пластинку со своим дуэтом. Они продают 800 экземпляров, и двумя месяцами позже они встречают еще одного друга детства Сержа, Лионеля Гайардена. "Он нас повез в ресторан и заплатил за все. Он работал на заводе своего отца и мечтал только о музыке", - вспоминает Серж. Лионель был тогда гитаристом в оркестре Нино Ферре. Ноябрьским вечером 1971 в кафе в застольной горячке родилась идея группы. Жоэль - вокал, Ришар - вокал и ударные, Серж и Лионель - вокал и аккомпанемент, Бруно Уокер - бас-гитара и Кристиан Бургиер - пианино. Очень быстро двое последних были заменены соответственно Жаном-Луи Дронном (по прозвищу Лулу) и Даниэлем Шнитцером, встреченным в "Гольф Друо". Серж Кооленн желал назвать группу "Марабунта", по имени орд муравьев, которые уничтожают все на своем пути. "Слишком экзотично", рассудили другие. В конце концов они договариваются на "Однажды". "Мы анализировали все группы, которые выступали, и делали записи. Настоящее изучение рынка". Лионель Гайарден продает свой "Морган", чтобы купить оборудование, репетирует ночью и работает днем. Группа выбрала тогда плыть против течения - было модно петь на английском языке, даже если ты француз. Серж Кооленн становится автором слов, Ришар Девитт сочиняет музыку. После нескольких недель репетиций в молодежном доме культуры в Коломбе они впервые выступают в Дьеппе рождественским вечером 1971 года. Шестью днями позже они выступают в "Гольф Друо". Они выигрывают затем несколько региональных конкурсов и наконец подписывают контракт с фирмой грамзаписи. В 1972 Жоэль выигрывает, обойдя 3000 конкурентов, конкурс "Будущие звезды", организованный журналом "Salut les copains" и Патэ-Маркони. Ее заставляют записать пластинку, но это становится провалом. Чтобы свести концы с концами вместе с Сержем, она продолжает свою каторгу, как каждый уик-энд, "У Дэна" - на дискотеке в Нормандии, откуда вышли несколько лучших французских групп. Затем все налаживается. Альдо Мартинес становится их менеджером; Пьер Бургуан бесплатно предоставляет студию для записи и технику, чтобы записать первый альбом. "Ришар придумал песню - рок-версию песни Марселя Амона. Он дал нам ее послушать во второй половине дня. В полночь "Rien qu'un ciel" была спета и смикширована. Без этого названия не было бы феномена, просто хороший альбом." Первая пластинка на 45 оборотов "Rien qu'un ciel" становится шлягером лета 1972 года и транслируется всеми радиостанциями. Благодаря этому успеху они впервые появляются на телевидении в шоу Саша Дистеля, согласившегося их опекать. После летней поездки на Корсику группа возвращается в Париж в сентябре, и у Патэ-Маркони перед ними расстилают красный ковер. Газеты и телевидение в это время рвут их на части. С наступлением 1972 "Однажды" уже на афише "Олимпии" в первом отделении концерта Сальваторе Адамо. Они становятся эмблемой французской поп-музыки, и критические статьи приветствуют их юмор и ритм. "Они поместили рок в пределы досягаемости широкой публики", подчеркивают критики. Сила и уникальность группы в том, что они были друзьями, щеголяющими одним и тем же фасоном юмора. Они очень быстро завоевали первое место в опросах, организованных журналами для молодежи. Они стали эмблемой поколения радостного и беззаботного, носящего широченные брюки. "Однажды" множат турне по Франции и закрепляют успех с "Que fais-tu ce soir après dîner", "Téléphone", "Viens faire un tour sous la pluie". Переезды группы требуют четыре тонны оборудования, два грузовика и две легковые машины. Они выступают сначала с Жюльеном Клером, затем с Джо Дассеном и наконец с Джонни Холлидеем, устроившим тогда свой "Цирк Джонни". Они выступают также с Даниэлем Гишаром, бывшим тогда на вершине славы. Тогда было невозможно открыть молодежный журнал и не увидеть "Однажды", представляющих моду или рождественские подарки. Лицо группы - Жоэль. Она более всех востребована фотографами и журналистами. "Она нравится молодым людям, а мы - девушкам, все скомпенсировано", - заявляют музыканты. Улыбающаяся, всегда пунктуальная, Жоэль подает себя в нарядах, для которых она рисует эскизы и поручает их воплощение стилисту Франсуа Жирбо, тогда еще неизвестному. В опросах общественного мнения их популярность достигает 92%. В 1973 и 1974 они возглавляют опросы журнала "Salut les copains", обогнав Демиса Руссоса, "Мартин Циркус" и даже "Роллинг Стоунз" и "Пинк Флойд". Вот это была популярность! Жоэль дает также молодым читательницам советы по части красоты и кухни, области, где она весьма отличилась. Чрезвычайно спортивная, Жоэль производит сенсацию в Куршевеле, прыгнув с парашютом с высоты 2700 метров на глазах парней, оставшихся в самолете. Она завоевывает также 6 медалей в легкой атлетике и стрельбе из лука на Олимпиаде, организованной "Европой 1" в Марракеше, и следует за музыкантами в Кастелле на курсы пилотажа. В 1975 шлягер "J'ai encore rêvé d'elle", проданный в количестве миллиона экземпляров за три месяца, приносит им славу и признание. Время от времени группа изменяет своему обычному репертуару. Например, они записывают музыку и песни для "Бешенства в кулаке", фильма, говорящего о существовании молодых людей в больших группах, решивших ускользнуть из мира взрослых. Группа также часто выступает совместно с другими певцами на телевидении, в частности, с Джо Дассеном. Дни отдыха редки, и при любой возможности Жоэль едет отдыхать в Шалопен, в дом в Ионне, который она купила с Сержем, где тот живет и поныне. Она обожает готовить для друзей, которые приезжают - Карлос, Си Жером, Юг Офрей, Дик Риверс, Кристоф. В 1977 группа возвращается к Джо Дассену, выступая в первом отделении его концертов в "Олимпии". "Мы не спешили быть наверху афиши", - говорили они тогда. Их популярность вышла за пределы Франции. Диски выходят в Канаде, Германии, Англии, Испании, Турции и Японии, где группу переименовали в "Жоэль и ее оркестр". Жоэль является лицом группы, и все взгляды направлены на нее. Джонни Холлидей сходит по ней с ума, а Мик Джаггер посылает ей из Лондона платок. Очень фотогеничная, она становится светилом "Однажды". Попав в круговращение средств массовой информации, она постепенно отдаляется от других членов группы, даже манкируя репетициями; решения принимаются в ее отсутствие. Ее гнев ужасен, и начиная с 1976 семейная жизнь, которую она вела с Сержем Кооленном, дает трещину. В 1978 они отправляются в США, чтобы записать диск на французском языке. Это будет последним альбомом "Однажды". С этого альбома получит известность шлягер "Pomme", вышедший в апреле 1978. Немецкая версия, исполненная группой, "Mann, schau mich mal an", вышла на сорокапятке, но только для рынка по ту сторону Рейна. В этом году Серж и Жоэль расходятся. Группа не проживет долго после этого сентиментального развода - через шесть месяцев группа распадается. Итак, после летней поездки по площадкам "Европы 1" "Однажды" распадается в 1979, после последней пластинки "La clé des coeurs", записанной за год до того в студии. Для Жоэль дорога будет ужасно короткой. Три из пяти членов группы тогда записываются соло. Жоэль раньше всех, в конце 1979, записывается у Барклея. На рынок вышли "Joëlle tout court" в 1980, (откуда была взята песня "Tu sonnes", которой сопутствовала очень важная телереклама), продюсированный Пьером Бийоном (Сарду, Холлидей), "Homme impossible" в 1981, продюсер - Бернар Сен-Поль (Вероник Сансон) и "Aime moi", вышедший через три дня после ее кончины (но для которого она сделала рекламу в двух радиопередачах: за три дня до смерти на "Европе 1", другой, за несколько часов до драмы, на "Франс Интер". На заре новой многообещающей карьеры Жоэль умирает 15 мая 1982 в возрасте 29 лет от последствий передозировки. (Чего именно - мне неизвестно. - Прим. публикатора) Что сегодня остается от группы? Ришар Девитт записал у EMI одиннадцать пластинок между 1980 и 1994. В 1980 он исполнил также роль Мариуса в музыкальной комедии Робера Оссейна "Отверженные". В 1981 он выпустил пластинку, озаглавленную "Elle aimait le sud". Сегодня он поет соло на небольших концертах. Серж Кооленн записал два альбома и один сингл у Каррера между 1980 и 1982. Некоторое время проработав с Жаном Рука на "Европе 1", Серж Кооленн ставит учебные спектакли и все так же пишет песни. Лионель Гайарден занимается студией звукозаписи в Коломбе, Даниэль Шнитцер находится в Курбевуа. Жан-Луи Дронн - любитель машин и мотоциклов, работал на ралли Париж-Дакар, затем организовывал соревнования полноприводных автомобилей. С тех пор песни "Однажды" остаются у всех на устах. Наиболее знаменитую из них, "J'ai encore rêé d'elle", Серж Кооленн написал за три дня, запершись в гостиничном номере. В 1992 "J'ai encore rêvé d'elle" вновь выходит на пластинке, на стороне B - "Rien qu'un ciel", и вновь познает успех через 17 лет после своего первого появления, доказывая, что это творение стало классикой французской песни. Это переиздание сопровождалось выходом сборника шлягеров группы "Однажды" на компакт-диске, озаглавленном "Les plus belles fois", который содержит неизданную песню группы - перепевку песни "Битлз" "The fool on the hill". После успеха сборника "Les plus belles fois" Сержа просили заново сформировать группу, чтобы выступить на балах, и говорили с другими членами группы. Но все колеблются. "Если это случится, мы поместим изображение Жоэль на гигантский экран, чтобы она могла петь с нами", - заявляет Серж. В 1996 вышел другой сборник, озаглавленный "Le meilleur de Il était une fois". Главный интерес этого сборника в том, что он вышел в редакции 1 CD и в редакции 2 CD. Редакция на двойном CD включает CD, заполненный неизданными песнями и дуэтами, записанными группой. Новый успех, напоминающий и свидетельствующий о месте, которое занимала группа в истории французской эстрады. 11 мая 2002 зрители передачи "Песня №1" на "Франс 2", посвященной культовым песням 70-х годов, имели удовольствие видеть, как Ришар Девитт исполняет песню, принесшую славу "Однажды", "J'ai encore rêvé d'elle". Ришар Девитт, сидя за пианино, исполнял эту песню в прямом эфире, в то время как на гигантском экране за ним проходила вереница фотографий Жоэль. Это было волнительным моментом, когда публика приветствовала его по-своему, избрав "J'ai encore rêvé d'elle" самой красивой песней 70-х. Песня обогнала такие шлягеры, как "Alexandrie, Alexandra" и "Born to be alive". Иными словами, настоящий подвиг! |