Жиль Виньо


Vigneault


      Он родился 27 октября 1928 года в Наташкане, маленьком городке на берегу залива Святого Лаврентия. Его отец был инспектором рыбоохраны, мать - учительницей.

    В возрасте тринадцати лет он поступает в семинарию в Римуски, уже тогда стремясь к поэтическому творчеству. Позже его первые тексты появляются в студенческих журналах, он основывает с друзьями поэтическое обозрение "Emourie", в котором печатает свои произведения в течение тринадцати лет. В 1953 он получает диплом и выступает на сцене с "Труппой тринадцати", директором и режиссером-постановщиком которой он является с 1956 по 1960 годы. В 1958 труппа завоевывает приз на национальном фестивале драматического искусства востока Квебека. Многие годы спустя Жиль с удовольствием возвращается к драматическому искусству, отрываясь от песенного творчества. Вообще же за годы с 1953 по 1958 Виньо перепробовал множество профессий: переписчик сказок и песен в архивах фольклора университета Лаваля, преподаватель английского языка и алгебры, сценарист и постановщик на радио, газетный редактор, автор монологов для театров Квебека...

    Женившись в 1955 на Рашель Клутье (которая подарит ему четверых детей), Виньо преподает французский в Валькартье, позже - в Технологической школе Квебека. Параллельно он читает свои первые стихи в кафе-театре "Арлекин из Квебека" и работает на телевидении. Он ставит передачи о фольклоре и 12 декабря 1958 встречает Жака Лабрека. Четыре месяца спустя этот последний записывает "Jos Hébert", "Tit-Paul la Pitoune" и "Jos Monferrand", песню, запрещенную на радио из-за воровского жаргона. Редакторы отказываются сотрудничать с ним, и он основывает собственную студию, "Les éditions de l'Arc", где и публикует свои сказки и песни в течение всей карьеры.

    5 августа 1960 на сцене песенного кабаре Квебека Жиль Виньо впервые поет перед публикой. 27 октября он выступает в Римуски в первой части концерта Феликса Леклера. Тогда же начинается его долгое сотрудничество с пианистом Гастоном Рошоном. В апреле 1961 он впервые выступает в Монреале, в песенном кабаре "Черный кот", художественным директором которого был Клод Левейе. Вместе они быстро сочиняют "L'hiver" и "Le rendez-vous". С течением лет Виньо положит на музыку около тридцати стихотворений Левейе, некоторые из которых мы можем услышать на альбоме Моник Лейрак "Léveillée Vigneault", записанном в 1963. В том же 1961 году Виньо встречается с Жоржем Брассенсом и Катрин Соваж, ставшей первой певицей, включившей песни Виньо в свой репертуар. Тогда же он окончательно отказывается от карьеры преподавателя, но продолжает сотрудничать с телевидением.

    В январе или феврале 1962 он записывает свой первый альбом, прославившийся песнями "Jack Monoloy" и "La danse à Saint-Dilon". Альбом приносит ему Гран-при CKAC. "Tam ti delam" становится песней-маяком его второго альбома, вышедшего в следующем году. Тогда же Виньо получает Гран-При Третьего конгресса спектаклей и выпускает передачу "Чудный сезон", где участвуют Эрве Бруссо и Клеманс Де Роше. Сезон он заканчивает концертом в зале "Комеди Канадьен" в Монреале, в котором время от времени выступает до 1968 года с нарастающим успехом.

    В 1964 Жиль Виньо выступает на гала-концерте в честь праздника Независимости в Монреале. В том же году его песня "Jack Monoloy" получает второй приз на фестивале песни в Сопоте (Польша) в исполнении Полин Жюльен. Для фильма Артура Ламота "Снег над Маникуаганом" (1965) Виньо сочиняет песню "Mon pays". В исполнении Моник Лейрак песня получает первый приз на фестивале в Сопоте. Песня также отмечена на фестивале в Остенде (Бельгия) и приносит своему автору Приз Феликса Леклера на фестивале дисков в 1965 году.

    В эти годы Виньо записывает другие знаменитые песни, например, "Tam ti delam", "Ma jeunesse", "Si les bateaux", "Pendant que", "Larguez les amarres", "Fer et titane", "Le doux chagrin", "Les gens de mon pays" и "Tombe la nuit". Награжденный призом генерал-губернатора за "Quand les bateaux s'en vont", Жиль Виньо также годом позже получает Приз Каликса-Лавалле, учрежденный Обществом Святого Жана-Батиста в Монреале. В октябре того же 1966 года он в рамках "Песенных понедельников", устроенных Франсуазой Ло, впервые выступает в "Бобино" в течение недели, пригласив в первую часть концерта свою верную исполнительницу Полин Жюльен.

    В 1967 в Монреале выходит альбом "La Manikoutai". После исторического визита генерала де Голля "Олимпия" посвящает три вечера франкоязычным талантам с другой стороны Атлантики. Жиль Виньо впервые оказывается в "Олимпии". Он возвращается во Францию в первое турне 1968 года, выступая в первом отделении концерта Сержа Реджани.

    Годом позже он представляет свой первый концерт на Площади искусств в сопровождении Гастона Рошона и Симфонического орекстра Монреаля под управлением Нила Чотема.

    Основав в Канаде свой лейбл "Le vent qui vire", Жиль Виньо для публикации своих пластинок во Франции основывает лейбл "L'escargot". В Квебеке его карьера набирает обороты благодаря песням "Avec les vieux mots", "La chanson démodée", "La Manikoutai", "Ah! Que l'hiver", "Tout l'monde est malheureux", "Le nord du nord" и "Berlu".

    В его жизнь входит новая подруга, Алисон Фуа.

    В 1970 Жиль Виньо получает Приз академии Шарля Кро за альбом "Du milieu du pont". "Олимпия", "Бобино", Городской Театр - парижские залы приветствуют квебекского поэта. В июне он выступает на Всемирной ярмарке в Осаке. В начале 70-х он принимает активное участие в движении за независимость Квебека, выступая на манифестациях и открыто критикуя политику тогдашнего правительства. Особо отметим шарж на премьер-министра в песне "Lettre à Ti-Cul Lachance". В том же году Виньо начинает заниматься делами лейбла "Le Nordet", где записываются в том числе Сильвен Лельевр и Лоранс Лепаж. В октябре он дает еще одну серию концертов в "Бобино".

    В 1972 Виньо в третий раз выступает на Площади искусств с Симфоническим орекстром Монреаля. В декабре 1973 он играет в пьесе "Мистеро Буфо", написанной Дарио Фо и переложенной Мишелем Трамбле. Он также выступает в театре "Возрождение" в течение трех недель и отправляется в турне по Швейцарии, Бельгии и по всей Франции. В том же году в Большом Театре Квебека был поставлен его спектакль "Время над моей страной"; тогда же вышел альбом "Pays du fond de moi", на котором присутствует классическая "Il me reste un pays".

    В августе следующего года он вместе с Робером Шарлебуа и Феликсом Леклером поет перед 100 000 зрителей, собравшихся на равнине Абрахама в Квебеке, в присутствии премьер-министров Квебека и всей Канады. На альбоме "J'ai vu le loup, le renard, le lion", отметившем это знаменательное событие в истории шансона, трио певцов исполняет вселенский гимн любви, написанный Рэймоном Левеком. В том же году Виньо выступает в Оттаве, Эдмонтоне, Виннипеге и Торонто.

    Жиль Виньо сочиняет в 1975 году для спектакля на горе Монт-Руаяль песню "Gens du pays", очень быстро подхваченную чуть ли не всем населением. Некоторые даже думали, что это официальный гимн Квебека. В этом же году в университете Онтарио он получает степень почетного доктора искусств.

    В 1976 он вновь встречается с Робером Шарлебуа и дает в июне два памятных концерта. Вместе с Ивом Дешамом, Жаном-Пьером Ферланом и Клодом Левейе они делят афишу спектакля "Однажды пятеро" перед 300 000 зрителей. Альбом, записанный по этому случаю, приносит еще один приз Академии Шарля Кро. В сентябре он женится на своей подруге Алисон. Его песня "J'ai planté un chêne" сопровождала Партию Квебека (выступающую за отделение Квебека) во время их восхождения к власти в ноябре, а "I went to the market" получила широчайший успех у простых слушателей.

    На вершине славы, в 1977, певец дает 50 представлений в "Бобино" и примерно столько же в Монреале. За этим следует турне по Европе. Виньо становится кавалером ордена Плеяды во Франции, лауреатом приза Денизы Пеллетье в Квебеке и почетным доктором университета Квебека в Римуски. Он принимает участие в празднике газеты "Юманите" в Париже и представляет свой новый спектакль в театре "Новый мир".

    Жиль Виньо начинает сочинять сказки и песни дял детей в 1978. За альбомом "Les quatre saisons de Piquot" последуют многие другие, написанные для самых маленьких. Его верный аранжировщик и пианист Гастон Рошон уходит, его заменяет Робер Бибо и аранжирует новый двойной альбом "Avec les mots du dimanche", записанный на концерте в Большом Театре Квебека в сентябре 1979. Годом позже выходит альбом "Je vous entends chanter", на котором Полин Жюльен, Фабьена Тибо, Николь Круазий и другие исполнители отдают дань его таланту. В мае Жиль Виньо активно действует на стороне партии независимости Квебека. Провал на референдуме по вопросу автономии сильно разочаровывает Виньо. Тем не менее певец устраивает турне по Европе, прожив там около двух лет. В Париже Жак Шансель посвящает ему один из выпусков своей популярной телепередачи.

    В 1981 году он получает звание почетного доктора университета Монреаля, на следующий год выступает три недели в театре "Новый мир" при закрытых кассах, и венчает всё Приз Совета искусств Канады по совокупности заслуг. В 1983 он подписывает контракт с французской фирмой Auvidis, получает приз Денизы Пеллетье в Квебеке, приз Академии Шарля Кро за диски для детей; в 1984 - орден Почетного легиона; в 1985 - орден Квебека. Живя в Париже с женой и детьми, он выпускает антологию своих стихов в издательстве Сёй, а также записывает альбом "Un jour, je ferai mon grand cerf-volant".

    В 1986 он возвращается в Квебек, записывает альбом "Les îles" и ставит спектакль для двоих "Время сказать", где сам поет, танцует и читает монологи. Со спектаклем он ездит как по Канаде, так и по Франции, Швейцарии, Бельгии и Германии. Всего было дано более 250 представлений. В 1987 он получает медаль Жака Бланше за свои шедевры, его песня "Mon pays" побеждает в конкурсе на самую лучшую квебекскую песню в истории. Тогда же Виньо получает Приз Гения за песню "Les îles de l'enfance" для одноименного фильма. Он и сам снимается в фильме "Тинамер", для которого пришет заглавную тему, исполненную Сильви Трамбле. В 1988 он получает во Франции приз Анри Жуслена по совокупности заслуг и Почетную медаль университета Лаваля в Квебеке. На следующий год шесть тысяч человек устраивают ему овацию и вместе с ним поют "Le doux chagrin", "Gens du pays", "Les amours, les travaux" и другие великие песни.

    Тридцатилетие его карьеры отмечено в 1990 выпуском антологии его песен на CD, собравшей 101 композицию. Этот юбилей сопровождается присуждением ему титула Офицера изящных искусств, Серебряной медали города Парижа, звания почетного доктора Лионского университета и очередного приза Академии Шарля Кро за упомянутую антологию. В ноябре многие артисты чествовали тридцатилетие его карьеры в рамках песенного фестиваля в Монреале.

    Вместе с Марселем Сабуреном он в 1991 пишет пьесу для детей "Титом", поставленную на Площади искусств в декабре. Со своей новой песней "Un monde finit" Виньо выигрывает летний фестиваль в Квебеке в июле 1992, за что и получает почетный приз. Чуть позже он выходит на сцену перед 70 000 зрителей на мегаконцерте в честь 350-летия Монреаля. Там он получает удобный случай заметить, что идеи независимости Квебека, за которые он всегда выступал, весьма популярны у молодежи.

    В 1993 он ставит новый спектакль, "Шаг носильщика" в театре "Новый мир", потом везет его в турне. Новые награды: специальный приз гильдии артистов, приз SOCAN за песню "Mon pays" и приз генерал-губернатора Канады в категории "поэт и исполнитель". На будущий год, в марте, он едет в турне по Франции, а также выступает в Швейцарии и у себя в Квебеке.

    Новый референдум по вопросу независимости Квебека в 1995 вновь терпит неудачу, хотя сепаратисты и получили намного больше голосов. Суверенитет остается утопией.

    В 1996 Жиль Виньо представляет новый альбом "C'est ainsi que j'arrive à toi", из которого произрастает книга того же названия, а также новая серия спектаклей в Квебеке и Франции, растянувшаяся более чем на год.

    В 1997 он и Марсель Сабурен пишут новую театральную пьесу для младших школьников, посвященную надеждам и мечтам, названную "Лео и велосипед". Эта пьеса будет играться вплоть до 2000 года во многих школах Квебека силами студентов и старшеклассников. С 2000 года та же пьеса будет играться во многих франкоязычных странах. В том же 1997 году Квебекская библиотека публикует 280-страничную книгу "Между музыкой и поэзией", представляющую сорок лет песен Жиля Виньо.

    В 1998 Виньо в сопровождении пианиста Бруно Фекто устраивает турне со своим новым спектаклем, "Теперь". Также он публикует "Шкаф дней", сборник размышлений, стихов и песен. Год 1998 завершается выходом сборника "Au milieu de vous", включающего несколько неизданных вещей, в том числе "Le chant du portageur". Поездки со спектаклем "Теперь" продолжаются и дальше, в 1999 зрелище трансформируется в "Путешествия", выйдя в итоге на будущий год в виде двойного альбома. Параллельно Виньо представляет четырехдисковый сборник с концертов в "Олимпии" и в Квебеке, сборник, собравший все значительные произведения за сорок лет.

    С выходом альбома "Au bout du cour" в августе 2003 Жиль Виньо начал спрашивать себя, не будет ли тот последним, в век Интернета и новых возможностей распространения. С новым спектаклем, получившим старт осенью в Квебеке, Виньо вернулся во Францию в марте 2004, в "Аудиториум" в Сен-Жермене.

 
На страницу "Артисты"
На страницу текстов Жиля Виньо
На главную страницу