Жорж Брассенс


      В маленьком средиземноморском портовом городе Сете, чье название с некоторых пор неразрывно связано с именем певца, Эльвира Дагроза, супруга Луи Брассенса, 22 октября 1921 года произвела на свет мальчика. Предприниматель и каменщик, Луи женился на Эльвире, вдове, в 1919. Они вместе вырастили дочь Эльвиры от ее первого мужа, Симона, погибшего на войне, родившуюся в 1912.
    Хотя его родители почти не говорят о некоторых серьезных темах, таких, как религия (Эльвира была очень набожной, Луи, напротив, общепризнанный антиклерикал), семейная обстановка была очень теплой, и музыка всегда звучала в их большом доме в Сете, большей частью благодаря матери, которая из-за неаполитанского происхождения имела тягу к традиционным песням своей страны и мелодиям мандолины. Именно на этом инструменте Жорж получил начальные умения игры, которые он разовьет позже, уже на гитаре.
    Посредственный ученик, Жорж Брассенс очень рано увлекся поэзией, направляемый одним из своих учителей французского языка, Альфонсом Боннафе. Тот, кстати, станет в 1963 первым биографом певца. Итак, Жорж Брассенс начал параллельно писать несколько поэм и тексты к нескольким песням, которые он стилизует под народные. Он создает в это время маленький оркестр под названием "Джаз", который выступает на городских праздниках. Брассенс сидит за ударными.
    Окончательно забросив учебу, он оставляет колледж в 1939 вслед за небольшим делом о краже, в которое молодой человек был вовлечен, не приняв в нем серьезного участия. В возрасте 18 лет Жорж намеревается оставить Сет ради столицы. Этот инцидент как раз дает ему повод. Ожидая отъезда, он работает у своего отца. В конце года разражается война, но Сет слишком далеко от событий, сотрясающих Европу.
    Все же в феврале 1940 Жорж Брассенс садится на поезд до Парижа. В течение первых месяцев он живет у своей тети, Антуанетты Дагроза, и зарабатывает рабочим на автозаводе Рено. Он продолжает писать песни под пианино своей тети и просто стихи. После бомбардировок Парижа Жорж уезжает на несколько месяцев в Сет и возвращается в столицу в сентябре 1940. Там он полностью посвящает себя поэзии, и в 1942 ему удается опубликовать два маленьких сборника, "À la venvole" и "Удары шпаги по воде".
    В марте 1943 Брассенс отправлен на принудительные работы в Германию, в лагерь Басдорф. Там он встречает Пьера Онтеньянта, такого же заключенного, который становится одним из его лучших друзей. В 1956 он станет секретарем и доверенным лицом певца, который прозвал его Гибралтар. Немногим его близким удалось избежать получения прозвища, фантазия Брассенса в их выдумывании была неистощимой.
    Одной из характеристик персоны Брассенса является его острое чувство дружбы. Уже успев доказать свою верность сетским друзьям, в Германии он сколачивает новую группу сотоварищей. Дружба с Брассенсом длится годы и годы, даже всю жизнь. Среди его наиболее замечательных друзей можно назвать писателя Рене Фалле, певца Жака Бреля, юмориста Реймона Дево или актера Лино Вентуру, но Брассенс проявляет одинаковый интерес ко всем, кого он любит, известны они или нет.
    В марте 1944 он получает разрешение вернуться во Францию. Он не собирается когда-либо возвращаться в Германию и скрывается у четы, которая сыграла необыкновенную роль в жизни Брассенса, Жанны и Марселя Планш. Он посвятит им некоторые песни, например, "La cane de Jeanne" в 1953 или "Chanson pour l'auvergnat" (Марселю) в 1955. Он проживет у них до 1966. Неутомимый труженик, именно там, среди обожаемых им кошек, он и напишет большую часть своего репертуара в своей неповторимой манере сочинять. В самом деле, он редко сочинял под гитару. Он начал подбирать рифмы, отбивая ритм рукой по столу. Когда в тексте поставлена последняя точка, он подбирает мелодию на пианино. Кажущиеся простыми, его партитуры на самом деле сложны, так как не имеющий никакого понятия о сольфеджио Брассенс пишет музыку, откровенно не соблюдая принятые правила музыкальной записи.
    Начиная с 1946, чтобы заработать на жизнь, он пишет несколько статей для журнала "Анархист". Склонный к анархистским идеям, Брассенс всю жизнь будет выражать свои идеи на менее политичный манер, чем Лео Ферре, но сражаясь своими песнями с лицемерием в обществе, с такими черными чудовищами, как религия. Его тексты берут под защиту таких заброшенных людей, как, например, проститутки. Его анархистские действия выражаются в непочтительности и добровольном непослушании по отношению к общественным условностям, к которым у него нет ни малейшей склонности.
    В 1947 выходит его первый роман, "Луна слушает в дверях". Он в это же время пишет некоторые из своих самых больших песен, среди которых "Brave Margot", "La mauvaise réputation" и "Le gorille", которая была запрещена на радио в течение многих лет и в которой Брассенс высказывает свое несогласие с принципом скорби по мертвым.
    Также в это время Жорж Брассенс встречает женщину своей жизни, эстонку по происхождению, Йоху Хайман. По обоюдному согласию пара никогда не будет жить под одной крышей, но Йоха, которую Брассенс прозвал Пюпхен ("куколка" по-немецки), до конца будет около своего спутника. Брассенс скажет о ней: "Это не жена моя, а богиня".
    Пришлось ждать начала 50-х годов, чтобы к Жоржу Брассенсу наконец пришел успех. Благодаря другому шансонье, Жаку Грелло, Брассенс приглашен в несколько кабаре, среди которых "Погребок Республики", "Ловкий кролик" на Монмартре, "Милорд хулиган" или "Вилла Эст", но без всякого успеха. Никто не интересуется его текстами, и певец отчасти потерял надежду. В 1952 он встречает певицу Паташу, которая содержала первое из тогдашних модных кабаре. Прослушивание, которое Брассенс прошел вечером 6 марта, привлекает нескольких присутствующих зрителей, среди них Паташу, которая вовлекает его в свой круг, и музыкант Пьер Николя, который станет его постоянным контрабасистом. Паташу, ставшая одним из первых исполнителей Брассенса, убеждает его петь самому, что совершенно не очевидно для Брассенса, видящего себя в роли простого автора-композитора. Кроме того, его застенчивость подталкивала его не выдвигаться на первый план.
    Со своих первых концертов Жорж Брассенс познал реальный успех у публики и критиков. Жак Канетти, художественный директор "Полидор" и хозяин кабачка "Три осла", решает пригласить его в свое кабаре и думает даже заставить его записать несколько песен. А пока он предлагает Жоржу летнее турне, чтобы подготовить того к встрече с парижской публикой, начиная с 19 сентября; в первой части - Анри Сальвадор. В этот раз Жорж Брассенс встает на путь триумфа, хотя его песни не всегда хорошо встречены публикой, которая оскорбляется, слушая такие песни, как "Le gorille", вечная тема для раздора. Однако такая реакция, на которую песни Брассенса часто и нацелены, никогда не будет мешать певцу продолжать разоблачать недостатки общества.
    Запись первых дисков Жоржа Брассенса также встречает препятствия, все так же вызванные текстами песен. Но упрямство Жака Канетти позволяет наконец в 1952 выйти первым пластинкам Брассенса на 78 и 45 оборотов на лейбле "Полидор".
    16 октября 1953 он впервые выступает на большой парижской сцене в "Бобино" в качестве звезды; название театра навсегда останется связанным с певцом, который выступал там 13 раз. Это было признание. В этом же году публикуется его роман "Башня чудес". В декабре выходит его альбом с характерным названием "Жорж Брассенс поет поэтичные (и часто игривые) песни Жоржа Брассенса". 1954 год отмечен его дебютом в престижном парижском мюзик-холле "Олимпия", концерты проходят дважды - в феврале, затем в сентябре. Этим же годом выходит сборник текстов "Дурная репутация". Брассенс признан не только как исполнитель новаторского стиля, но и главным образом как поэт, блестяще управляющийся с французским языком. Этот талант вознагражден в 1954 Гран-При Академии дисков Шарля Кро за альбом "Le parapluie". Но кроме своих собственных текстов Жорж Брассенс часто поет на стихи других поэтов, таких, как Франсуа Вийон ("Ballade des dames du temps jadis"), Виктор Гюго ("Gastibelza") или его друг Поль Фор ("Le petit cheval"). В марте 1954 выходит второй альбом.
    Взятый под опеку Жаком Канетти Жорж Брассенс отправляется во многочисленные поездки по Европе и северной Африке. В 1955 радиостанция "Европа 1", только что созданная, впервые передает "Le gorille", запрещенную до этого. В апреле появляется третий альбом, в октябре Брассенс поднимается на сцену "Олимпии". В том же году Брассенс покупает дом Жанны и Марселя, а также соседний.
    После серии концертов в январе 1956 в "Бобино" Жорж Брассенс исполняет роль, близкую его собственной личности, в фильме Рене Клера "Сиреневые ворота". Это будет его единственным появлением в кино. С начала года Петр Онтеньянт становится секретарем Брассенса и начинает ведать материальными вопросами своего друга. Вдвоем они создают в 1957 лейбл "Эдисьон Мюзикаль 57". Парижские концерты в 1957 году проходят в трех залах: "Олимпия" в мае, "Альгамбра" в октябре и, конечно, "Бобино" с 29 ноября по 18 декабря. В 1958, помимо "Олимпии" с 22 октября по 17 ноября, он снова отправляется в турне. Он все еще живет у Марселя и Жанны, но в 1958 покупает большой дом в Креспьере, в округе Ивелин.
    Для Жоржа Брассенса 50-е годы заканчиваются новым турне и вечером в "Олимпии" в ноябре. Но в 1959 году, во время пребывания в Биаррице, его настигает обострение болезни, которая уже давно заставляет его страдать. Этот случай вдохновит его несколькими годами позже на песню "L'épave". С конца войны Брассенс регулярно подвержен очень болезненным приступам колик из-за камней в почках. Эти боли всю жизнь доставляют ему такие затруднения, что он иногда даже вынужден уходить со сцены.
    Год 1960 начался серией концертов в "Олимпии", с 21 января по 15 февраля, за ними следуют выступления в "Бобино" в апреле, во время которых Брассенс узнает о смерти своего друга, поэта Поля Фора, в возрасте 20 лет. В 1961 он улетает в Канаду, где гастролирует в октябре-ноябре, затем в конце года возвращается в "Олимпию".
    В декабре 1962 выходит его девятый альбом, "Les trompettes de la renommée". 31 декабря в Сете умирает его мать Эльвира.
    В 1963 Жорж Брассенс переносит первую операцию на почках. В этом году его учитель французского языка, Альфонс Боннафе, пишет труд о своем бывшем ученике. Параллельно выходит комплект из десяти дисков, отмечая уверенную карьеру исполнителя.
    В 1964 Брассенс возвращается в кино, но на этот раз чтобы написать "Les copains d'abord", песню для фильма Ива Робера "Друзья". Эта песня выходит на первом альбоме-гиганте Брассенса, вышедшем в ноябре, во время новой триумфальной серии концертов в "Бобино" с 21 октября по 10 января 1965. Концерты посетило 120 000 человек. 28 марта 1965 умирает Луи Брассенс, чуть позднее - Марсель Планш.
    12 октября Жоржу Брассенсу выпадает случай петь с тем, которым он восхищается со времен своей молодости, Шарлем Трене, во время радиопередачи "Мюзикора", записанной в зале "ABC". Начинается год 1966 поездкой по континентальной Франции, затем, после Трене, он разделил с Жюльетт Греко афишу Национального Театра Парижа с 16 сентября по 23 октября.
    После более чем двадцати лет, прожитых в маленьком доме Жанны и Марселя Планш (тупик Флоримон), Жорж Брассенс решает переехать в более современную квартиру. Какое-то время он еще остается в этом доме, но в 1969 все же переселяется в дом в 15 округе.
    После выступления в "Бобино" и турне Брассенс переносит новую хирургическую операцию 12 мая 1967. В последующие месяцы он получает Приз за поэзию от Французской Академии, очень старого учреждения, занимающегося французским языком. Затем его друг, писатель Рене Фалле, публикует труд, посвященный певцу.
    Жорж Брассенс наблюдает за социально-политическими событиями мая 1968 с некоторым восхищением и счастьем, хотя и был к этому моменту прикован к больничной постели, еще раз сраженный почечными коликами. Но другое событие омрачило 1968 год: 24 октября в возрасте 77 лет скончалась Жанна.
    В конце 60-х годов Брассенс встречает молодого гитариста, Жоэля Фавро. Вместе с Пьером Николя они образоввывают неразлучное сценическое трио.
    6 января 1969 по инициативе журнала "Rock et Folk" и радио RTL Жорж Брассенс принимает участие в исторической беседе с Лео Ферре и Жаком Брелем, двумя другими столпами французской песни. В этом году также тексты Брассенса представлены на конкурс для поступления в Нормальную Высшую Школу. Брассенс заканчивает год и десятилетие в своем излюбленном театре, "Бобино", с 14 октября по 4 января 1970. Он дает в марте 1970 два концерта для Общества Взаимного Страхования, затем уезжает в турне.
    В 1972 году двадцать лет песенной карьеры Брассенса дают повод для выпуска набора из 11 альбомов, сопровожденного книжкой, объединяющей все его тексты и поэмы. С октября по январь 1973 Жорж Брассенс выступает в "Бобино", в первом отделении несколько молодых певцов, среди них Максим Ле Форестье, Филипп Шатель (который напишет книгу о Брассенсе), Анри Ташан и Ив Симон.
    Опять же в 1972 Жорж Брассенс покупает дом в Лезардриё, около Пемполя, в Бретани. Это дитя Средиземного моря открыло для себя этот регион при помощи Жанны Планш, откуда та была родом. За эти годы он проникся такой любовью к этому уголку Франции, что даже стал изучать бретонский язык. Отныне он все чаще и чаще приезжает сюда, чтобы бродить по берегу и присоединяться к маленькому мирку рыболовов, который напоминает ему родной порт.
    Ослабленный проблемами со здоровьем, Жорж Брассенс сильно постарел в течение последних лет, и часто повторяемые концерты становятся очень утомительными для певца, которому всего лишь 51 год. В 1973 он начинает свою последнюю поездку по Франции и Бельгии и дает концерт в театре "Шерман" Кардиффского университета в Великобритании 28 октября. В этот вечер удается сделать одну из редких концертных записей артиста, которая появляется в 1974 под названием "Live in Great Britain".
    В 1975 он получает Гран-При города Парижа.
    Его последний оригинальный альбом выходит в 1976. Затем 20 марта 1977 он последний раз поднимается на сцену "Бобино", где в течение октября 1976 в последней серии концертов он встречает сплоченную многочисленную восхищенную публику.
    В 1979 его старый друг, музыкант Мусташ, предложил ему принять участие в записи альбома, который представляет все его самые знаменитые песни в джазовых версиях. Жорж Брассенс, любитель джаза со времен своей молодости, сопровождает на этом диске нескольких американских джазменов, которые среди прочих исполняют такие песни, как "Chanson pour l'Auvergnat", "Le pornographe", "La chasse aux papillons" и неизданную ранее "Elégie pour un rat de cave", единственную на альбоме песню с вокалом.
    В этом же году Брассенс также приглашен участвовать в музыкальной сказке певца Филиппа Шателя "Красавица Эмили". Он поет "Chanson du hérisson" дуэтом с Анри Сальвадором.
    В конце года мэр Парижа Жак Ширак вручает ему Гран-При за диски. Наконец, в 1980, совсем больной, он записывает свои последние песни в пользу ассоциации "Подснежник", созданной актером Лино Вентурой в пользу детей-инвалидов. На этом альбоме Брассенс поет старые французские песни Шарля Трене, Жана Буайе, Поля Мизраки и свои собственные.
    В ноябре, пораженный раком, он переносит третью операцию на почках. Через год, 29 октября 1981, в маленькой деревне Сен-Жели-дю-Фек, около Сета, у своего друга и врача, Мориса Буке, его унесла смерть, о которой он так часто пел. Он похоронен в своем родном городе на кладбище Пи, прозванном "кладбище бедняков".
    Простота Жоржа Брассенса сделала его одним из любимых артистов, достоянием французской культуры. Его репертуар, дерзкий, но никогда не провокационный, рисует безжалостный, но и такой трогательный портрет своих современников. И сегодня его песни поются артистами всего мира, его тексты изучают в школах. Его переводчики неисчислимы. Приведем примеры: Грэм Олрайт на английском, Сэм Альфа на креольском языке, Пако Ибанес на испанском. Что до французских артистов, то многие и многие пели его песни и поют еще: Максим Ле Форестье, Рено, Барбара, Братья Жак среди тех знаменитостей, которые посвятили ему целый альбом. По инициативе Жоэля Фавро альбом "Chantons Brassens" объединяет певцов и актеров (Мишель Фюген, Ману Дибанго, Филипп Леотар, Франсуаза Арди) вокруг репертуара певца. Но полный список посвящений был бы излишне длинным.
    Жорж Брассенс остается артистом-эталоном, широко оцененным и отмеченным во франкоговорящем мире. Великодушный и гуманистический творец, человек со знаменитыми усами занимает совершенно особое место в памяти своих друзей и поклонников.

 




На страницу "Артисты"
На страницу текстов Жоржа Брассенса
На главную страницу